Система образования - одна из самых динамично трансформирующихся. О том, как сегодня меняется образовательное пространство в республике, беседуем с исполняющей обязанности министра образования и науки Ингушетии Эсет Боковой.
Чтобы хватало мест
Татьяна Павленко, «АиФ-Северный Кавказ»: С ситуацией в образовании вы знакомы не понаслышке: много лет работали учителем, руководили школой. Теперь возглавили министерство. Какие задачи считаете самыми важными и как планируете их решать?
Эсет Бокова: Главные задачи сегодня - улучшать качество образования, выявлять одарённых детей и развивать их способности, укреплять систему профориентации школьников. Это работу планирую начать с мониторинга общеобразовательных учреждений, который позволит понять, чего ещё не хватает для достижения поставленных целей, и изменить ситуацию.
- Ингушетия – один из немногих регионов России, где могут похвастаться стабильно высокой рождаемостью. Помимо традиционных установок, что ещё помогает стимулировать жителей республики к созданию больших семей?
- Да, у нас, как правило, большие семьи, много родственников, все друг друга поддерживают. Стимулирует многодетность поддержка со стороны государства и позитивный образ большой семьи. Помощь многодетным семьям предусмотрена и на федеральном, и на региональном уровне.
- Много детей – больше потребность в детсадах и школах. Насколько число существующих учреждений образования соответствует этим потребностям?
- В Ингушетии 129 общеобразовательных организаций. В две смены работают 70 (54,3%) школ, в одну смену – 59 (45,7%) школ. Для того чтобы полностью избавиться от второй смены, не хватает почти 21 тыс. мест. По национальному проекту «Образование» и республиканской госпрограмме «Развитие сферы строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства», рассчитанной на 2019-2021 годы, строятся и реконструируются 24 школы, в результате чего появятся почти 16 тыс. ученических мест. В этом году в эксплуатацию введут одну общеобразовательную организацию, в 2020 году –12, в 2021 году – 11.
Большие планы и по строительство детсадов. Для доступности дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в рамках нацпроекта «Демография», а также федеральных целевых программ «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ» и «Жилище» в республике в 2019 - 2021 годах появится 31 дет-
сад. В новых дошкольных учреждениях будет почти 7 тыс. мест. В 2019 году планируется открыть 14 объектов, в 2020 году – 10, в 2021 году – 7.
В настоящее время в республике более 60 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет (от 0 до 3 лет – 23,5 тыс. и от 3 до 7 лет – 36,8 тыс.). Дошкольным образованием охвачены свыше 16 тыс. детей, в очереди – более 13 тыс. малышей.
- В октябре в детсадах Ингушетии Рособрнадзор планировал провести мониторинг качества образования. Для чего это нужно?
- Мониторинг позволит определить, насколько доступно дошкольное образование, хватает ли педагогов, сколько они получают, а также как включены в систему дошкольного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
- Как оцениваете качество обучения в школах?
- Школы республики участвуют во всероссийских проверочных работах, национальных исследованиях качества образования и других видах мониторинга.
О тенденциях можно судить и по итогам Единого государственного экзамена. Динамика положительная. В этом году у нас четыре стобалльника - по обществознанию и информатике. В прошлом году максимальную оценку (по русскому языку) получили только два ученика. Увеличилось также количество высокобалльных работ (от 80 баллов) – с 205 в 2018-м до 458 в 2019-м. Все эти работы прошли перепроверку. А выпускников, не получивших аттестаты о полном среднем образовании, напротив, стало вдвое меньше.
При этом контроль над объективностью экзамена постоянно повышается: осуществляется видеоконтроль и видеоаналитика.
- Сами как относитесь к ЕГЭ?
- Положительно. Единый госэкзамен оценивает знания и способности выпускника более объективно, чем традиционные виды экзаменов, помогает избежать коррупции при поступлении в вузы, благодаря ЕГЭ достойные абитуриенты из провинции получают возможность учиться в лучших вузах страны.
Успех нужен каждому
- Насколько развита в республике система дополнительного образования школьников? Чего не хватает?
- Дополнительное образование ведётся по семи направлениям, им охвачены более 72,1% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. В декабре 2018 года на базе ГБОУ «Центр образования г. Магас» открылся детский технопарк «Кванториум».
Но в целом материально-техническая база у системы допобразования в республике пока слабоватая. Укрепить её планируем с помощью нацпроекта. В 2019 году Ингушетия прошла конкурсный отбор по трём заявкам в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». В числе одобренных - проекты «Создание центра для одарённых детей», «Создание детского технопарка «Кванториум», «Создание дополнительных мест дополнительного образования детей».
- До конца года планируется создать 17 центров цифрового образования. Что это за новшество? Как будете его реализовывать?
- По федеральному проекту «Современная школа» на базе 17 общеобразовательных организаций республики до конца 2019 года откроются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Материально-техническая база в этих школах обновится, будет осуществляться единый подход к обучению технологии, информатике, ОБЖ. Содержание программ изменится. В частности, на технологии будут изучать 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства.
- Как меняются условия для обучения детей с ОВЗ?
- Четыре общеобразовательные организации работают по адаптированным учебным программам. Республиканский центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья учит детей-инвалидов и детей c ограниченными возможностями здоровья на дому посредством интернет-технологий.
В городе Сунжа работает консультативный центр по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха и речи. В с.п. Нижние Ачалуки открыт консультативный центр «Доверьтесь нам» по ранней диагностике и комплексной помощи. Центру присвоен статус республиканского, создана сеть площадок на базе восьми детсадов и шести общеобразовательных организаций, включая «Школу приёмных родителей».
Школа в с.п. Нижние Ачалуки, на базе которой работает центр, в июле этого года была преобразована в центр непрерывного образования для детей с ОВЗ. Она стала первым подобным учреждением в России, включающим все три уровня обучения, а также раннюю диагностику и сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ.
- В последние годы много говорят о необходимости повышать престиж среднего профессионального образования, проводят конкурсы профмастерства. Что на уровне республики делается для поддержки системы профобразования?
- В числе мероприятий, направленных на повышение престижа среднего профессионального образования, в Ингушетии проводится чемпионат WorldSkills и чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Призёры регионального этапа участвуют в национальных чемпионатах. Сейчас идёт подготовка к «Абилимпиксу», всероссийский тур которого состоится 18-22 ноября в Москве.
Реформа за реформой
- Любые перемены в образовании начинаются с учителя. Удаётся ли привлекать в школы молодых и талантливых? Успевают ли педагоги повышать свою квалификацию в соответствии с меняющимися требованиями?
- Образовательная система России с 2005 года живёт в условиях реформирования. Меняется все: содержание образования, методы, формы, технологии, экономика.
Без кардинального изменения работы преподавателей трудно говорить о выходе на новый уровень продуктивности. Профессиональное образование специалистов в области преподавания и воспитания должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной парадигмы. Преподаватель должен не просто осваивать новые потоки информации в разных областях знаний, но и быть готовым к использованию инновационных технологий.
В республике наблюдается нехватка педагогов. Средний возраст учителей составляет 46 лет. За последние три года кадровый состав обновился молодыми педагогами на 25%. Молодёжь не горит желанием учить детей. И не только потому, что, начиная работать, сталкивается с множеством проблем, связанных с модернизацией образовательного пространства. Но и потому, что в последние десятилетия в обществе сложился устойчивый стереотип: профессия педагога - одна из самых изматывающих и низкооплачиваемых.
Но те, кто приходит к нам работать, как и их более опытные коллеги, должны соответствовать новым требованиям. Помогает им в этом институт повышения квалификации.
Мир вокруг нас постоянно меняется. Меняется темп нашей жизни. Появляются новые идеи. И учителя не могут оставаться в стороне от этих изменений.