Медвузы - в одной связке. Что даёт СКФО научно-образовательный медкластер?

Медицинские вузы и факультеты СКФО вместе готовят врачей и двигают науку: делятся опытом, ведут совместные исследования, организуют общие семинары для педагогов и олимпиады для студентов.

   
   

Медики сплотились

Уровень подготовки врачей должен внушать пациентам уверенность, а не опасения за здоровье. Это, пожалуй, главная задача научно-образовательных медицинских кластеров, созданных во всех федеральных округах России. Самым активным стало объединение медицинских вузов, институтов и факультетов в СКФО, которое координирует Ставропольский государственный медицинский университет (СтГМУ).

«Наше объединение нельзя назвать формальным, - говорит ректор вуза Владимир Кошель. - За три года существования кластера мы выполнили намеченные планы, охватив все направления деятельности: образовательную, воспитательную, научную, инновационную, лечебную и международную. Мы объединили людей разных национальностей и конфессий, сплотив медицинское сообщество региона».

В координационный совет кластера вошли министры здравоохранения всех регионов СКФО. Это поможет внедрить разработки учёных в клиники, а также создать в округе единую информационную систему со всеми демографическими показателями регионов.

Ставропольский медуниверситет с готовностью показывает свои наработки коллегам во всех сферах. Казалось бы, зачем помогать учебным заведениям - конкурентам?

«Мы хотим, чтобы в СКФО работали медицинские специалисты высокого класса, - объясняет Владимир Иванович. - Мы многое сделали для этого в нашем вузе. Ввели дополнительное профессиональное испытание для абитуриентов. До этого к нам поступало много ребят с высокими баллами ЕГЭ, но недостаточными знаниями. Они отсеялись. Затем мы ввели в середине первого курса экзамен по химии. Это тоже способствовало отчислению слабых».

Большой опыт у вуза и в работе с практическим здравоохранением. Одним из первых в России он открыл университетские клиники и обучающий центр «Бережливые клиники». Не менее интересны разработки университета в превентивной медицине. Совместно с противочумным институтом создан Центр иммунопрофилактики, где внедряется anti-aging терапия, борющаяся со старением. В перспективе - открытие Северо-Кавказского центра микробиологических исследований.

   
   

Мир, дружба, профессия

Наиболее тесное сотрудничество удалось наладить между студенческими объединениями медицинских вузов. Создан совет студентов Северо-Кавказского медкластера, который курирует волонтёрские, донорские, благотворительные проекты, организует спортивные состязания, олимпиады и форумы.

«Недавно на Машуке мы провели форум «Медицина – наше призвание». На таких площадках выделяются лидеры, которые в дальнейшем, возможно, будут организаторами здравоохранения,  - говорит проректор по воспитательной, социальной работе и общественным связям университета Ольга Семёнова. - На фестивале «Возьмёмся за руки, друзья», где обычно представляют национальные особенности, мы обязательно говорим о лучших учёных-медиках, сельских врачах. Между ребятами из разных регионов появляются социальные и общественные связи. Сегодня они просто друзья, а завтра - коллеги».

Ещё одна из сильных сторон СтГМУ  - международное сотрудничество. Студентов из Индии в университете больше, чем в любом другом российском медицинском вузе. Доверие зарубежных партнёров завоёвывается долгие годы, и сразу этот опыт другим вузам перенять нелегко. Однако сделать первые шаги координатор кластера помогает.

«Мы поделились с коллегами из республик методиками обучения иностранных граждан и подготовили много учебной литературы на английском языке. Преподаватели вузов СКФО прошли обучение на курсах иностранного языка в нашем университете, чтобы преподавать сложные медицинские дисциплины на языке-посреднике.  Мы рассказали им, как обеспечивать безопасность студентов, как помочь им потом подтвердить российский диплом в Индии. Среди медицинских вузов России у нас самый высокий процент выпускников, которые успешно сдают этот экзамен, - говорит проректор по международной и межрегиональной деятельности медуниверситета Карэн Амлаев. - Всегда приглашаем коллег на международные конференции, в итоговых сборниках которых они могут опубликовать свои доклады».

Вузы кластера привели к единому знаменателю образовательную и методическую работу. «Благодаря этому нам удалось увеличить академическую мобильность студентов и преподавателей, - говорит проректор по учебной деятельности СтГМУ Анна Ходжаян. - Обмен информацией происходит и в режиме онлайн. Наши ведущие профессора читают лекции студентам других вузов, передают коллегам подготовленные кафедрами университета учебные пособия, выпускаются совместные издания. Доброй традицией стали студенческие предметные олимпиады. Всё это повышает качество медицинского образования».

Завтра будет в медицине

Объединение вузов помогло сформировать и общие научные коллективы. Вместе с учёными из Пятигорского медико-фармацевтического института и из Индии сотрудники СтГМУ создают новые формы лекарственных препаратов для лечения больных сахарным диабетом второго типа. Используются бальнеологические ресурсы региона Кавминвод, в двух санаториях которого работают кафедры медуниверситета, и индийские растения. Препараты уже запатентованы, и скоро должно начаться их производство.

С ингушскими коллегами ставропольцы ведут исследования новых фармпродуктов для постановки диагнозов, с кабардино-балкарскими изучают резистентность возбудителей инфекций к антибиотикам, с осетинскими сотрудничают в области регенеративной медицины.

«Кластер даёт возможность объединять научный потенциал вузов, - поясняет проректор по научной и инновационной работе вуза Евгений Щетинин. -Кроме того, мы привлекаем сотрудников других вузов к выполнению госзадания. Например, мы уже 10 лет исследуем проблему сбережения здоровья студенческой молодёжи. Изучаем здоровье ребят в течение всех лет обучения, выявляем и устраняем факторы риска. Такие исследования хотим провести во всех вузах кластера».

Перед объединением медицинских вузов стоит ещё много задач. Но оно уже показало свою эффективность.

«Кластер, безусловно, сложился, - говорит Владимир Кошель. - Мы  нашли  точки  соприкосновения,  чтобы вместе работать на благо нашего многонационального и многоконфессионального региона в сфере образования и науки».


Точка зрения

Замруководителя администрации главы и правительства Чечни Идрис Байсултанов:

«Нам надо объединить усилия по интеграции в международное образовательное пространство. Мы усовершенствуем подготовку высококвалифицированных специалистов, определим приоритетные направления в медицинском образовании и сможем получить дополнительное финансирование за счёт привлечения иностранных студентов. Нужно учитывать и то, что развитие международной деятельности - обязательное условие для включения вуза в мировые рейтинги».


Мнение

Декан медицинского факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета Исмаил Мизиев:

«Научно-образовательные медицинские кластеры созданы, чтобы решать стратегические задачи в сфере охраны здоровья граждан. Включённые в них вузы не только готовят квалифицированных специалистов здравоохранения, но также лечат и ставят диагнозы на высоком профессиональном уровне, внедряют инновационные разработки и методики».