Кто не вернулся с каникул? Призрак дистанционки маячит перед школами СКФО

В зависимости от эпидситуации формат обучения может измениься © / pixabay.com

В КБР и КЧР ученики средней школы и десятых классов после каникул перешли на дистанционное обучение. Не исключено, что это ожидает и остальных школьников в СКФО. Ситуацию изучил «АиФ-СК».

   
   

Кого оставили дома?

Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария между дистанционкой и очным форматом в школах выбрали нечто среднее. Начальные и выпускные классы после каникул, удлинённых на неделю, 16 ноября вернулись за парты, а 5-8 и 10 классы остались учиться дома до конца месяца. Как пояснили в пресс-службе главы и правительства КЧР, учебные заведения благодаря этому смогут работать в одну смену, а информационные платформы не будут выходить из строя из-за перегруза.

Чиновники обещают, что эпидобстановку будут оценивать каждую неделю и, как только ситуация с заболеваемостью коронавирусом стабилизируется, пустят в школу всех. А если обстановка осложнится, перейти на заочный формат придётся всем школам округа?

Институт образования НИУ Высшей школы экономики опубликовал исследование, в котором сопоставил готовность регионов к дистанционке и риски её введения. Все субъекты СКФО - в числе отстающих. При этом Ставрополье, Чечня и Дагестан - в группе регионов с небольшой вероятностью изоляции учеников, Северная Осетия и КБР - со средней, и Ингушетия и КЧР - с высоким риском удалёнки. Эксперты учитывали долю домохозяйств с компьютером и доступом в Интернет, количество IT-техники на каждую сотню учащихся, долю школ с высокоскоростным доступом в сеть, электронными дневниками и компьютерными обучающими программами,  процент прошедших переподготовку учителей.

В минобразования Ингушетии не согласились с такой оценкой. «У нас особых проблем с дистанционным образованием и весной не было, - говорит пресс-секретарь министерства Заира Манкиева. - Да, не у всех учеников были компьютеры и смартфоны, но по национальному телевидению велись дистанционные уроки по разным предметам для всех классов. Видеозаписи выкладывались в социальных сетях. В сентябре-октябре этого года 81 школа подключилась к высокоскоростному интернету. В следующем году планируем подключить остальные. Также планируется провести курсы профпереподготовки педагогов».

Эпидситуация в Ингушетии заставила власти задержать на каникулах младшие классы, но с 16 ноября они уже пошли в школу. Единственный регион СКФО, в котором коронавирус не изменил учебные планы, - Чечня. Там школьники отдыхали всего одну неделю, как обычно.

Почему родители против?

Мнения пап и мам по поводу возвращения дистанционки в школы разделились. Кто-то боится, что дети заболеют коронавирусом или принесут инфекцию домой. А кто-то против заочного обучения: вдруг оно останется навсегда? В 14 регионах  уже проходит эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, а Госдума России подготовила законопроект о разграничении полномочий между Минпросвещения и Минобрнауки в части применения дистанционных технологий в школах, вузах и ссузах.

   
   

Мама восьмиклассника из Пятигорска Ольга Никулина по сыну видит, что весеннее дистанционное обучение оставило в его образовании пробелы. «Были входящие контрольные работы в начале этого года, и, по словам педагогов, они показали полный провал в знаниях учеников. Зрение у детей село, многие стали плохо спать, - рассказала она. - Мы всегда боролись с компьютерной зависимостью, а сейчас она приветствуется. Старались давать дополнительное образование - теперь оно опять переводится на дистанционку. Мой сын занимается спортивной акробатикой, кандидат в мастера спорта. С трудом восстановил форму после полугода без занятий».

По словам мамы, школа позволяет социализироваться, учит строить отношения с окружающими, находить друзей. А чему научит Интернет и какое общество построят выросшие на просторах глобальной сети дети?

Чего не хватает онлайн-урокам?

На дистанционных обучающих платформах регистрировать своего ребёнка Ольга Никулина не стала, поскольку не хочет передавать персональные данные сайтам. Её сын, как и большинство ставропольских школьников, учился по вотсапу. Такой суррогат вместо онлайн-уроков и стал причиной неэффективности обучения, полагает учитель физики и математики из Ставрополя Ольга Шалина.

«Не хватает компьютерной грамотности учителей, особенно среди старшего поколения, - заметила она. - Мало кто готов проводить уроки в Zoom. Проще дать большое задание, чтобы дети сами разбирались. Мои ученики говорят, что если будут онлайн-уроки и обычное домашнее задание, они будут так же эффективно учиться, а не списывать тонны «домашки», как весной. Мои дети на семейной форме обучения уже несколько лет, при этом успешно осваивают школьную программу с помощью обучающей интернет-платформы».