«Быть искренней и уважать детей». Что приносит радость педагогу из Осетии?

Яна Бекоева ещё в детстве решила стать педагогом. © / Из личного архива

Пятого октября отмечается День учителя. Педагог из Северной Осетии Яна Бекоева победила в первом Всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы-2022». Она рассказала stav.aif.ru, за что любит профессию и осетинский язык.

   
   

Каждый урок как первый

Залина Губурова, stav.aif.ru: Яна Ирбековна, почему вы стали учителем?

Яна Бекоева: С самого раннего детства я точно решила, что буду преподавать, ещё до того, как пошла в школу. Помню, как использовала в качестве доски дверь шифоньера, выводя на ней букву за буквой: «Классная работа».  Как мама кричала: «Опять расцарапала дверь!» А я «преподавала» своим игрушкам, куклам…

Я училась в школе № 34 посёлка Заводского. В пятом классе моим классным руководителем стала учитель осетинского языка и литературы Виолетта Джикаева. Она оказала на меня огромное влияние. Да, я уже знала, что стану учителем, но именно после её уроков решила, что буду преподавать осетинский язык. Мне очень хотелось стать взрослой и поскорее получить профессию. В нашей семье не было учителей, даже не знаю, в кого я такая.

- Откуда такое хорошее знание родного языка?

- Им прекрасно владеет дедушка. И даже если ему что-то говоришь по-русски, он всё равно отвечает на осетинском. И, как я говорила, много вложила школьная учительница, она отправляла меня на все конкурсы - чтецов, исследовательских работ. Теперь уже и я учу своих ребят. Они достигают успехов республиканского масштаба.

- Как давно вы работаете учителем?

   
   

- Я окончила магистратуру филфака СОГУ в 2020, но уже в годы учёбы начала работать в аланской гимназии, то есть, здесь уже пятый год. Мне с самого начала кажется, что именно любовь к профессии и детям помогает найти подход к каждому ребёнку. Я чувствую большую отдачу и от детей, и от родителей. И это очень ценно. Несмотря на то, что у меня уже есть небольшой опыт, к каждому уроку готовлюсь как к первому в жизни.

«Я работой живу»

- Как достучаться до современных детей?

- Важно с ними разговаривать, улавливать их интересы, чтобы понимать, на что обратить особое внимание на уроке. И я прихожу в школу с радостью, как будто даже не на работу. Не скрою, многие родственники не понимают, как можно настолько сильно любить свою профессию, чтобы пропадать в школе с утра до вечера.  Но я работой живу, ведь я осуществила мечту.

- Почему решили участвовать в конкурсе?

- В 2019 году я победила в Межрегиональном профессиональном конкурсе «Мы разные, но равные!», проходившем в Чеченской Республике. В этом году мне предложили попробовать силы в «Лучшем учителе родного языка и родной литературы». Я понимала, что представлять республику на столь высоком уровне – очень ответственно, но рискнула попробовать. Провела колоссальную работу по подготовке: ни отпуска, ни должного внимания семье.  Лето и полсентября пролетели как миг. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что всё это было не зря.

- Вы ещё и классный руководитель?

- Да, сейчас - у пятого класса. У меня настолько золотые дети, что хотелось бы работать с ними дальше. Уроки осетинского у нас проходят интересно, ставим инсценировки по разным произведениям, работаем над озвучкой мультфильмов.

Я считаю, что залог успеха - личность педагога. Учитель должен быть не только образцом нравственности, носителем знаний, но и открытым, ответственным человеком, чувствовать ребёнка, уважать его, принимать таким, какой он есть, со всеми чувствами и эмоциями. Мы - пример для своих учеников. В общении с детьми я раскрываю им своё мироощущение, свою систему ценностей, делюсь тем, что интересно мне. И это искренне.

- Как привить детям любовь к родному языку?

- Во все времена родной язык был и остаётся главным инструментом сохранения и развития духовной культуры народа. И тут важна работа не только в школе, но и в семье, чтобы дети знали осетинский, говорили на нём свободно. Конечно, хотелось бы, чтобы таких школ, как наша, становилось больше, ведь это ещё один шаг для сбережения традиций.