«Запрет не укрепит брак». Почему мусульманам не дают жениться на иноверках?

В Чечне поддержали решение столичных богословов. © / Пресс-служба главы Чечни

Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России назвал недопустимыми межконфессиональные браки, спровоцировав бурные обсуждения в Сети. Чем продиктован этот запрет и может ли он повлиять на семьи Северного Кавказа, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Христианка или язычница?

Богословское заключение №5/19 о межконфессиональных браках вышло ещё в 2019 году, но СМИ обратили на него внимание лишь накануне. В нём Совет улемов (в переводе с арабского языка – учёных) постановил, что на территории РФ браки мусульман с представительницами других религий, в том числе с христианками и иудейками, «недопустимы и возможны лишь в единичных случаях по решению местного муфтия».

В Коране запрещены браки с язычниками (аят 2:221), а относительно «людей Писания» – христиан и иудеев – единого мнения у богословов нет. Однозначно признаётся недопустимым лишь брак мусульманки с иноверцем, поскольку в исламской традиции главой семьи является муж, и он же решает, как воспитывать детей, а жене остаётся только следовать его указаниям и отказываться от своих религиозных ценностей.

Хотя Священный Коран допускает браки мусульман с христианками и иудейками (аят 5:5), некоторые богословы считают, что «нет более страшного язычества, чем утверждение, что Господом является Иисус, тогда как он – лишь один из рабов и творений Его». Кроме того, они приводят исторические свидетельства о существовании племён, называвших себя христианами, но не соблюдавшими религиозных канонов. Также богословов беспокоит, что христианки и иудейки не стремятся принять ислам, выходя замуж за мусульманина, не дают воспитывать детей в исламской традиции.

«Тем самым ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная практика, нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции, утрачиваются будущие поколения, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы», – пишут богословы.

Таким образом, Совет улемов ДУМ РФ постановил, что браки с немусульманками допустимы только в исключительных случаях, когда женщина готова принять религию мужа.

   
   

Сердцу не прикажешь

Муфтий Чеченской Республики Салах-хаджи Межиев рассказал РИА Новости, что в богословском заключении нет ничего нового: браки мусульман с представительницами других религий и прежде были возможны лишь в исключительных случаях.

«Все и так знают, что в исламе бракосочетание с немусульманкой запрещено, нет никакой необходимости это обсуждать и говорить об этом, никаких споров и разногласий в этом вопросе нет», – прокомментировал руководитель Духовного управления мусульман региона.

Глава ДУМ Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов с коллегой не согласен.

«Сердцу не прикажешь, а государство у нас светское, поэтому имамы заключают и межнациональные браки, разумеется, получив предварительно благословение родителей невесты, – рассказал богослов. – Да, некоторые пары потом разводятся, но у других всё хорошо, несмотря на разное вероисповедание. На мой взгляд, это богословское заключение не укрепит браки, а только ещё больше разобщит россиян, чего делать не следует. Люди, строго соблюдающие религиозные установления, как правило, заключают браки с теми, кто разделяет их вероубеждение. Те же, кто не руководствуется нормами шариата, не обращают внимания на фетвы и указания богословов. Поэтому непонятна целесообразность данного решения в современных реалиях. Тем более, что исламские ученые прошлого, уже сотни лет назад подробно исследовали эту тему».

Точку в споре поставил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов. Он упомянул, что богословское заключение не имеет юридической силы в прямом смысле этого слова и обращено к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты.

«Когда документ приняли и довели до сведения духовенства в регионах, никаких проблем он не породил и был воспринят как теоретическое осмысление актуальной проблемы частого разрушения семей в контексте современной Российской Федерации, – пишет в своём обращении ректор Московского исламского института, доктор теологии Дамир Мухетдинов. – Часть нашего духовенства не поддерживает или поддерживает лишь частично указанное богословское заключение, но ислам допускает такой плюрализм мнений».

Первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов напомнил, что аналогичный взгляд на межконфессиональные браки и традиционные семейные ценности характерен для большинства религий мира.


Мнение эксперта

Религиовед Олег Петренко:

«Отношение к межконфессиональным бракам в мировых религиозных учениях зависит от того, между кем они заключаются. Например, они разрешены в буддизме в целом, но в Мьянме – запрещены, поскольку на это влияет ещё и этническая идентичность. У мусульман и иудеев помимо священных книг есть ещё и законодательство (шариат и Талмуд). Христиане опираются на светские законы, и это одна из причин, по которой эта религия так широко распространилась по всему миру.

Запрет на межконфессиональные браки для мусульманок связан с тем, что традиционно женщина уходила в семью мужа, и умма (община) теряла её, а когда мужчина женился на немусульманке, община приобретала хотя бы детей. Сейчас в таких семьях может стать проблемой вероисповедание детей, но на практике её решают бабушки: одна потихоньку покрестит ребёнка, другая пригласит муфтия, а родители в качестве компромисса предлагают ребёнку подумать о своём вероисповедании до совершеннолетия».