Куда приходят души? Священник ответил на пять наивных вопросов о Пасхе

Алиса Суханова / АиФ

Накануне главного христианского праздника многие интересуются, как правильно его отмечать, откуда пошли те или иные традиции. На самые распространённые вопросы «АиФ-СК» ответил протоиерей Владимир Волков.

   
   

Правда ли, что на Пасху души умерших приходят домой к родным, а не на свои могилы?

В Священном Писании говорится о том, что, когда Иисус Христос воскрес, многие люди увидели в этот момент своих умерших родственников, а также почивших ранее святых людей. Поэтому пошло поверье, что в великий праздник действительно души могут прийти к своим близким. Однако не все – только самые чистые, безгрешные.

Практика ходить на кладбище сформировалась в советское время, когда за посещения храма могли наказать. И тогда верующие шли на погост, где вспоминали близких, молились о них. Сейчас ситуация другая, идти на кладбище нет смысла. Надо идти в храм, а потом, если есть возможность, к друзьям, родственникам.

Почему принято красить яйца и какие цвета предпочесть?

Есть разные легенды о появлении этой традиции. Самая распространённая гласит: Мария Магдалена, увидевшая воскресшего Христа, отправилась с рассказом о произошедшем в Римскую империю. Молва о женщине дошла до императора Тиберия, пригласившего Марию во дворец. Сначала их беседа была вполне дружеской, но когда Магдалена рассказала об увиденном чуде, император усмехнулся, сказав, что скорее яйцо покраснеет, чем оживут мёртвые. И в этот момент  Мария протянула Тиберию белое куриное яйцо. И оно окрасилось в руках правителя в красный цвет. С тех пор и пошла традиция красить на Пасху яйца.

Церковь не даёт строгих указаний, какие цвета выбрать. Но вот модными сейчас наклейками с ликами святых всё-таки украшать не советует – скорлупа потом, как правило, оказывается в мусоре,  а это не очень хорошее отношение к образам.

Почему где-то пекут куличи, а где-то делают символы праздника из творога?

Каких-то указаний на этот счёт нет, многое зависит от традиций той или иной местности. Общая для всех, пожалуй, традиция накрывать после поста стол побогаче, звать в гости дорогих людей. А символ праздника издревле – хлеб, в данном случае пасхальный хлеб, который трансформировался в современные куличи.

Что касается блюд из творога, то есть мнение:  люди боялись, что после долгого отказа от тяжёлой пищи, резкий переход к мясу и сладостям нанесёт организму вред, поэтому начинали разговляться свежим творогом. В некоторых регионах постепенно стали делать с ним выпечку. Как правило, и творожную пасху, и куличи  делают в форме усечённой пирамиды - образ Гроба Господня.

   
   

Не будет ли грехом разговляться, если не постился?

Во время пасхальной службы в храме в огласительном слове Иоанна Залотоуста есть фраза: «Воздержные и нерадивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне». То есть в великий праздник призывают радоваться всех, независимо от соблюдения поста, разговляются и вкушают освящённую пищу все. Вообще традиция освящать пищу древняя, есть практически во всех религиях и православие  не исключение. Поэтому и в церковь можно приносить любую еду, которую потом собираетесь съесть, не только куличи и яйца. И главное здесь сама вера, а не то, что будет потом присутствовать на столе.

Обязательно ли христосоваться?

Нужно стараться меньше грешить, а всё остальное опять-таки дань традициям. Ещё несколько веков назад, когда во время пасхальной службы пели «Христос воскресе» прихожане обнимались, целовали друг друга в щёки, чтобы показать  свою радость. И этот обычай прижился. Но его можно сравнить с любым другим. Например, у нас в стране при встрече принято пожимать друг другу руки, в Индии – просто кланяться, в Италии – обниматься.

Никто не может заставить вас нарушить личное пространство, если не хочется. Главное то, что творится в душе, а не внешние проявления эмоций.