Семья и учитель беспомощны. Почему отличники на Кавказе идут в террористы?

Усама бен Ладен мог стать менеджером, но предпочёл терроризм. © / Hamid Mir / Commons.wikimedia.org

Почти две недели нет информации о студентах астраханского вуза из Дагестана и Ингушетии, исчезнувших по пути в Назрань. Будущие врачи были отличниками и хорошистами, но уходя, оставили записку экстремистского-религиозного содержания. Что толкает успешных молодых людей на путь терроризма и экстремизма и как их остановить, «АиФ-СК» обсудил с кандидатом исторических наук, доцентом Константином Кудряшовым.

   
   

«Усама учился в престижной школе»

Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: История с ингушскими студентами поражает тем, что они хорошо учились, один даже школу с золотой медалью окончил, и вот теперь у силовиков есть опасения, что пропавшие могут готовить теракт. Как такие перспективные ребята проникаются идеологией терроризма?

Константин Кудряшов: То, что будущий террорист мог быть студентом-отличником абсолютно ничему не противоречит. Есть много примеров подобных превращений. Например, Усама бен Ладен учился в престижной светской школе «Аль-Тажер» и поступил в университет короля Абдул-Азиза в Джидде, где обучался экономике и управлению бизнесом. Потом продолжил учёбу в Эр-Рияде и в Лондоне, специализировался на менеджменте и инженерном деле. Однако бросил всё и занялся терроризмом.

- Число террористических преступлений в СКФО, по данным Генпрокуратуры, последние два года снижается, в 2022 году их было 805. Но округ остаётся в антилидерах.

- Если вспомнить 1990 годы, то можно заметить, что работа по противодействию экстремизму и терроризму даёт положительные результаты. Однако эта угроза в нашем поликонфессиональном, мультикультурном и многонациональном обществе и государстве по-прежнему актуальна, а молодёжь больше всего подвержена влиянию этой идеологии.

- Почему?

- Вопрос о том, что же делает экстремизм привлекательным для молодых людей остаётся дискуссионным. Возможно, это связано с их активной жизненной позицией, стремлением найти свою «правду жизни». Молодые экстремисты слабее организованны, чем взрослые, меньше вникают в идеологические тонкости, но бывают более жестокими. Они легче переходят тонкую грань между призывами к насилию и самим насилием. Молодёжь, как правило, не боится смерти, тюрьмы, физического наказания, ей свойственен крайний максимализм, эпатаж.

   
   

- И молодых легче завербовать?

- В условиях информационного общества их общение в Интернете происходит фактически бесконтрольно. Традиционные институты социализации и воспитания, прежде всего, семья и учреждения образования, беспомощны. Задвинутые на задворки духовного мира и материального производства люди пытаются компенсировать жизненные неудачи простыми, понятными и доступными средствами, в том числе экстремистского характера.

Национализм сплачивает молодёжь вокруг своих этноэлит, усиливая тем самым клановость и непотизм в республиках СКФО. Многие народы региона имеют устойчивые претензии друг к другу, что создаёт благодатную почву для национального экстремизма.

Способы вербовки нашей молодёжи уже давно разработаны на государственном уровне недружественными России странами и их аффилированными лицами. Они внушают мусульманской молодёжи мысль о том, что агрессивность - одно из важнейших качеств мусульманина, его путь к успеху и непременное условие для выживания в современном мире.

На «Машук» не попадают

- Как же бороться с внушаемыми идеями?

- Масштабные экономические проекты не справились с этим, но они снижают экстремистскую активность в регионе, поэтому по-прежнему нужны.

Я считаю, надо расширить охват молодёжи, с которой взаимодействуют органы власти. С «белыми и пушистыми» на всевозможных «Машуках», в молодёжных парламентах и на прочих грантово-денежных мероприятиях работать легко и приятно. Но кто занимается улично-подъездной молодёжью?

Вряд ли мы сможем повлиять на семьи, а ведь именно там формируется мировоззрение. Там дети от взрослых слышат об экономическом спаде, инфляции, отсутствии социальных лифтов, войне.

- Родители обсуждают то, что их беспокоит...

- В год 75 -летия Великой Победы мы провели исследование, которое показало, что в каждой четвёртой семье никак не обсуждаются события, связанные с Великой Отечественной войной. Понятно, почему школьная и вузовская работа на эту тему «провисает». Учащиеся, которые хотят получить хорошую оценку, говорят педагогам правильные слова. Никто не интересуется их личным отношением к теме.

На мой взгляд, работа должная вестись по линии семья - образовательные учреждения - государство, и линия должна быть единой.