Пять приёмов против финансовых мошенников. Психолог дала полезные советы

Спецприложения для телефона помогают вычислять подозрительные звонки. © / Светлана Болотникова / АиФ

Несмотря на предостережения правоохранительных органов и тысячи историй в СМИ о том, как люди теряют деньги, поддавшись обману телефонных аферистов, преступлений такого типа не становится меньше. Почему мы поддаёмся на уловки и как это прекратить, расскажем в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».

   
   

Случиться может с каждым

«Однажды, мне позвонил якобы представитель полиции. Он знал как меня зовут. Говорил чётко, уверенно, что кто-то по доверенности хочет снять деньги с моего счёта, - рассказывает психолог-консультант Наталья Стрельбицкая. - Я три раза отключала звонок, он звонил с других номеров, что подтверждало мои сомнения. В новой версии он утверждал, что по доверенности кто-то хочет взять кредит на моё имя. В конце концов я не выдержала и сказала, что у меня все разговоры записываются и прямо сейчас я иду в службу безопасности, выяснять, кто звонит. Он сам положил трубку.

А недавно звонили якобы с «Госуслуг». Сказали, что-то произошло с моим аккаунтом, и сейчас на телефон придёт код, который я должна продиктовать. Ответила, что занята и перезвоню через пять минут. За это время выяснила: с Госуслуг никогда не звонят сотрудники, а мошенники регулярно представляются специалистами этого портала, чтобы с помощью кода получить полную информацию о человеке».

«Спокойствие, только спокойствие»

Наталья Стрельбицкая проанализировала методы телефонных мошенников и пришла к выводу, что в первую очередь они пытаются создать панику и не допустить, чтобы включилось критическое мышление. А потом в качестве спасения предлагают лёгкий путь решения проблемы.

Как противостоять напору на том конце трубки? Вот действенные приёмы от психолога:

1. Можно совершенно бесплатно установить на смартфон программу, которая будет отображать нежелательные звонки. Пожилым помогут это сделать дети, внуки.

2. Обращайте внимание на код города в номере, с которого звонят. Если он не известен, это должно вызвать настороженность.

   
   

3. Не принимайте быстрых решений, если вас хоть что-то смущает, пообещайте перезвонить. Мошенники стремятся держать человека на крючке, не дают прервать разговор, нагнетают страхов, описывая сложную ситуацию, в которую вы попали, а затем диктуют конкретные действия якобы по вашему спасению.

4. Торопят, не дают сосредоточиться? Бросайте трубку! Не надо стесняться, бояться, что покажетесь невоспитанным, если не дослушаете человека.

5. Если все-таки решили продолжить разговор, постарайтесь не волноваться. Разрушайте сценарий, которому они следуют, задавайте встречные вопросы-сомнения. Любые, какие придут на ум, даже если они не относятся к теме разговора. Надо поставить говорящего в тупик.

«Особенно подвержены уловкам телефонных финансовых мошенников пожилые люди, - напоминает координатор региональной программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае Надежда Герасименко. - Они доверчивы и к тому же испытывают дефицит общения и воспринимают такие звонки как искреннюю заботу о себе. Будьте бдительны и почаще напоминайте близким, что телефонные аферы - хлеб мошенников, а общая их сумма ущерба физлицам от их действий в 2022 году по данным Центробанка составила 14,2 млрд рублей».

Больше полезной информации - на сайте проекта «Финграм26».