Эксперты зафиксировали резкий рост случаев мошенничества, когда злоумышленники выдают себя за руководителей компаний, сообщает пресс-служба ВТБ.
Они создают дублирующие аккаунты и выдают себя за «службу безопасности» или «топ‑менеджера». Мошенники звонят с «плохой связью», чтобы перевести разговор в мессенджер и вызвать доверие к «проверке» или «важному вопросу».
Позже имитируют службу безопасности или самого топ‑менеджера. Иногда используют видеозвонок и искусственный интеллект для подстановки изображения реального руководителя.
Эксперты советуют проверять отправителя: смотреть номер, дату создания аккаунта, обновления фото или имени, наличие дублирующего аккаунта, если ранее общались с этим человеком. Необходимо анализировать детали: настойчивые просьбы, спешка, требования и секретность — признаки риска.
Не следует передавать пароли, PIN, коды карт, SMS‑или push‑коды, открывать вложения и переходить по сомнительным ссылкам. Нужно перезвонить по проверенному каналу связи, чтобы подтвердить информацию.
«В таких схемах мошенники играют на доверии к авторитету и создают искусственную срочность с элементами секретности, чтобы заставить человека действовать быстро, не успев всё критически оценить. Новые технологии, включая искусственный интеллект, делают эти атаки всё более правдоподобными — от поддельных голосов до убедительных сообщений. Поэтому призываю сохранять „холодную голову“ и убедиться, что вы действительно общаетесь именно с этим человеком, особенно когда он пишет с нового аккаунта», — советует заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности — вице-президент банка Дмитрий Саранцев.