Почему и как становятся террористами?

   
   

На минувшей неделе объявлен в розыск подозреваемый в подготовке теракта 24-летний Виктор Двораковский. Его «связывают» с другим жителем Пятигорска – Виталием Раздобудько. «АиФ-СК» пытается разобраться: какие они, молодые мужчины и женщины, становящиеся террористами.

Парень из нашего поселка

Прихожане пятигорской мечети отзываются о Виталии как о спокойном, уравновешенном человеке. Немногословен, почтителен. А вот что говорят о Двораковском. «Класса до шестого дружная была у нас команда, Витя  – компанейский, веселый», – рассказывают о Викторе одноклассники. Правда, в какой-то момент мальчишка отделился, общались в старших классах мало. В Южно-Российском лицее казачества и народов Кавказа (пос. Иноземцево, Железноводск), где учился Двораковский, говорить о нем не хотят. В местном военкомате информацию о том, что служил в ВДВ, причем в горячей точке, не подтвердили и не опровергли.

Молодой человек зарабатывал на жизнь, как рассказывают, в строительно-отделочной отрасли. Года два назад ходили слухи по поселку, что принял Витя ислам. С супругой Айшат и маленьким ребенком снимали жилье в пос. Горячеводском Пятигорска. В январе приезжали в Иноземцево навестить бабушку и деда, мама видела сына в начале марта… Теперь фотографии парня расклеены повсюду.

«Им сенсация, а нам здесь жить»

Соседи Раздобудько тоже общения с прессой избегают: «Мы ни с кем не разговариваем: им – сенсация, а нам здесь жить». Информация о причастности Виталия и его гражданской жены Марии Хорошевой к подготовке и совершению терактов привела в этот дворик представителей СМИ. «Они под окнами часами дежурили, надеялись, что мы что-то расскажем, - говорит Лариса. – «Аргументам и фактам» доверяем, проходите».

В большом общем дворе в центре Пятигорска Виталий Раздобудько прожил почти 8 лет. Квартиру ему купил отец, они вместе на одном из местных рынков торговали запчастями. Зарабатывал сколько мог, все – в дом. «С первой женой у них сын родился, так Виталий и пеленки стирал, и готовил»,- делятся соседи. Отрицательных характеристик для него не находят. Безотказный, внимательный – бегал за продуктами и лекарствами для больной соседки. После развода с первой женой появилась Маша, соседи удивились: вся «укутанная», двери не открывала, пока в покрывало не «завернется». Слова плохого от нее не слышали, и о ней такого не скажешь…

Вся семья «исчезла» в начале октября. Соседи говорят – свет горел в квартире, а дверь никто не открывал. «Вызвали МЧС, сломали дверь – боялись, что они угорели все», - вспоминают тот день соседи. «Виталик и Маша к рождению второго малыша готовились, думали о будущем. Беда… Может, их подозрениями да оскорблениями в угол загнали, либо средствами какими накачали, а может, отняли детей?» - предполагают во дворе. За детей, а их у Маши и Виталия двое, люди переживают отчаянно – где они, что с ними?

   
   

Рассказывают, что в квартирантах здесь жила с маленьким ребенком Зейнаб Суюнова с мужем Анваром (задержаны в связи с причастностью к терактам). Соседка Лена с Зейнаб все лето рядом были – дети маленькие сблизили. «Она очень общительная, открытая, не скрывала, что против воли родителей пошла – за любимого. Жили они очень скромно, небогато». И ничего подозрительного. Съехали квартиранты в один миг – не прощались...

Мнения:

Казимир Боташев, руководитель Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по СКФО (Центр «Э»): - Мы живем в светском государстве, у нас свобода вероисповедания. Есть факты, когда люди из одной конфессии принимают другую религию. Мы не можем задавать вопросы – почему? Не имеем права заходить за рамки, регламентирующие нашу деятельность. Хотя существует точка зрения, что сам факт принятия другой веры должен настораживать. Есть мнение, что человек, перешедший в другую религию, более внушаем, с ним проще решать разные вопросы... Наша служба имеет дело в основном уже с конечными проявлениями. Экстремистская идеология - она забирает из семьи, дети перестают быть сыновьями и дочерьми. Хочу предупредить людей: когда кто-то из ваших близких выбирает этот путь, нельзя забывать, что рано или поздно вставший на него человек будет уничтожен. Они носители вируса, это болезнь. И мы вынуждены принимать жесткие решения…

А где, на каком этапе упустили личность, кто и как заронил зерно сомнения, используя какие методы воздействия – это целый комплекс вопросов.

Магомед-Саид Магомедов, имам-хатыб мечети Пятигорска:

- В России свобода вероисповедания, каждый человек вправе выбирать самостоятельно – быть ему атеистом или верующим. И какой конфессии. Почему меняют вероубеждения? Ищут себя, ищут то, что им понятнее, что ближе. Не найдя, как кажется человеку, ответов в своей религии, он обращается к другой конфессии.

В регионах много причин, толкающих на сомнительный путь, в том числе безработица. Общение с молодежью необходимо выстраивать разнообразнее, включать не только дискуссии за «круглым столом», но и творческую реализацию, занятия спортом, совместный отдых, семинары, конкурсы. Чем шире и чаще будет такое общение, тем больше шансов уберечь молодых от неверного, рокового шага. Встречи должны быть совместными – студенты, работающая молодежь, те, кто не смог найти себя, реализовать. И что крайне важно - МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫМИ. И с этим, я знаю, солидарны представители всех традиционных религий.

Смотрите также: