Верховный суд России в августе признал террористическим украинский батальон «Азов» и запретил его деятельность в нашей стране. Как формировалось это подразделение, зачем в него позвали ставропольского неоязычника Яромира Букреева и чем страшна идеология «азовцев», рассказал бывший житель Мариуполя.
Разведка перед боем
Батальон «Азов» создан в 2014 году по решению министерства внутренних дел Украины. При этом официально силовикам он не подчинялся и назывался добровольческим. Во главе вооруженного формирования встал неонацист Андрей Билецкий, выпущенный из тюрьмы, где отбывал срок за разбой. К нему подтянулись активисты движения «Автомайдан» и ультранационалисты под руководством Игоря Мосийчука. В Мариуполе одним из инициаторов создания батальона выступил депутат горсовета от партии «Батькивщина» Александр Ярошенко.
«Они приехали в Мариуполь незадолго до референдума о независимости Донецкой Народной Республики, назначенного на 11 мая 2014 года, - рассказал член инициативной группы по проведению референдума, а сейчас уже житель Ставрополья Александр Киселёв. - Это были в основном уроженцы Западной Украины. Они говорили на русском, но с явным акцентом».
Мариупольцам нежданные гости заявили, что хотят найти точки соприкосновения. Позже один из лидеров «Автомайдана» Ярослав Гончар на видео в интернете признавался, что на самом деле у них была цель провести разведку, узнать, есть ли у сторонников ДНР оружие, каковы их планы.
«Как мы потом поняли, у них уже были деньги, выделенные олигархом Игорем Коломойским, Сергеем Тарутой на создание боевой структуры - «Азова», который потом занимался карательными акциями для устрашения мариупольцев», - говорит бывший житель русского города, построенного на казачьих землях. Сначала это был Павловск, потом Жданов, потом уже Мариуполь. В нём говорят преимущественно на русском и симпатизируют России.
«Азовцы» же пришли с чуждой мариупольцам идеологией бандеровщины и освобождения Украины якобы от многовекового угнетения со стороны России. Правда, Волынская, Тернопольская, Львовская области, где эта идеология зародилась, в состав нашего государства попали только в советский период, и там до сих пор говорят на смеси польского, венгерского и украинского языков.
«Набирали зомбированных»
В тот момент сторонники ДНР ещё не знали об истинных целях переговорщиков и вступили в диалог с будущими «азовцами».
«Мы пытались донести до них, что нельзя запрещать говорить на русском языке, проводить устрашающие акции, как под Корсунь-Шевченковском, где битами до смерти забили крымчан, возвращавшихся домой с «Антимайдана». Хотя чего было ожидать от тех, кто расстреливал раненых омоновцев в госпиталях?» - рассуждает активист.
До той встречи в Мариуполе уже пролилась первая кровь. Как рассказывает Александр, 17 апреля 2014 года под снайперский огонь попали мирные жители, которые пришли к воинской части забрать своих родственников - «срочников». Он считает причастной к этому преступлению группу местных силовиков в отставке и парней, прошедших горячие точки. Их в тот момент набирали в батальон «Днепр», созданный чуть раньше «Азова», но по такому же принципу.
«Находили зомбированных, имеющих судимость, запятнанных участием в террористической деятельности и формировали батальоны, - вспоминает сторонник ДНР. - Услугами «Азова» после референдума для удержания власти воспользовался бывший мэр города Юрий Хотлубей. В июне 2014 года батальон захватил штаб ДНР в Мариуполе, расстрелял наших ребят, и мы вынуждены были покинуть город. Мне пришлось выехать в Россию».
Значительной части личного состава «Азова» уже нет в живых. В этом году их окружили подразделения ВС РФ и ДНР на заводе «Азовсталь», где они понесли большие потери, а в середине мая 2022 года сдались вместе с украинскими военными. Боевиков отправили в колонию под Донецком, куда неожиданно прилетел украинский высокоточный снаряд. А ведь они только начали давать показания.
«Конечно, их идеологи - Мосийчук, Билецкий - уцелели, потому что не воевали, и не исключено, что ещё предпримут попытки поднять знамя «Азова», - предполагает бывший мариуполец.
Повязаны на крови
Особенностью нацбата стала приверженность язычеству. Его члены взяли за основу скандинавские верования в бога войны Одина и использовали рунические знаки «чёрное солнце» и «волчий крюк», похожие на символику фашистской Германии. Их нашивали на одежду, накалывали в виде татуировок.
«Они копировали нацистскую идеологию, но маскировали её под скандинавское язычество, - объясняет Александр Киселёв. - С этим связаны их ночные шествия и чёрные ритуалы, которые они проводили на капище в Приазовье. Их братство было замешено на крови - на совместных убийствах. «Азов» базировался в аэропорту Мариуполя, и там находилась пыточная. В Интернете есть видео, как они распяли ополченца».
В батальоне её называли «библиотека», потому что из каждого подозреваемого в сепаратизме пытались выбить информацию. Через пытки прошли и захваченные в плен ополченцы ДНР, и случайно попавшие в руки нацистов мирные жители. Многие пропали бесследно.
«По данным ДНР, до 2017 года там уже были убиты более двух тысяч человек, вполне возможно, что некоторых - ритуальным способом», - предполагает Александр.
Волхвы отреклись
Чтобы реконструкция жертвоприношений максимально приблизилась к оригиналу, нужен был жрец. И такой нашёлся… на Ставрополье. В «Азов» в 2015 году вступил уроженец села Красного Грачёвского района Сергей Букреев, более известный как волхв Яромир.
Как писали СМИ, в неоязычество он ударился, прожив несколько лет в США, куда бежал после криминальных разборок. Вернувшись на родину, собрал общину староверов-инглингов. Эта секта в 2009 году была запрещена в России как экстремистская организация. Она проповедовала превосходство белой расы и отдельных народов, унижая при этом другие.
Упоминали его и в связи с беспорядками в Ставрополе в 2007 году, после убийства сначала чеченского студента, а потом двух русских. На похоронах ребят, как сообщала газета «Коммерсант», распространяли листовки с призывами к мести, и правоохранители видели в этом руку Букреева. Он исчез из публичного поля, а в 2014-м появился с заявлениями о поддержке «Майдана» на Украине, куда вскоре и уехал.
Помимо Букреева, в прессе засветилась только одна перебежчица – юная Юлия Толопа, вступившая в батальон «Айдар» (признан экстремистской организацией и запрещён в России). Девочка из неблагополучной семьи попала под влияние Букреева и с лёгкостью поменяла русский национализм на украинский, взяла в руки оружие, пошла воевать. Через год родила дочь от айдаровца, с которым перестала общаться ещё во время беременности. Малышку она оставляла няне и уезжала убивать жителей ДНР и добровольцев-соотечественников.
Исход неоязычников на Украину привлёк внимание силовиков. На Кавминводах прошли обыски, были изъяты книги и видеоматериалы, на основании которых в отношении пяти человек завели дела о возбуждении ненависти и вражды. Самому же Букрееву заочно вменили «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети Интернет» (ч. 2 ст. 280 УК РФ) и наёмничество (ч. 3 ст. 359 УК РФ), внесли его в перечень физлиц, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремизму и терроризму.
Тогда же, в 2015 году, «глава совета волхвов Русской народной веры» разжаловал Яромира из жрецов.
Комментарий
Сектовед, священник Антоний Скрынников:
«Люди, которые состоят в разных вооруженных националистических движениях типа «Азов» или «Айдар», как правило, являются приверженцами неоязычества.
Почему они пополняют их ряды?
Во-первых, из-за скудоумия. Чтобы ощутить свою причастность к фантастическим «богам» или искренне поверить, нужно сильно постараться не обременять себя интеллектом.
Во-вторых, их привлекает вседозволенность. Быть родновером значит не иметь «стоп-крана» в вопросах морали. Это десакрализация человеческой жизни (чужой, конечно) - это блуд, наркотики и все остальные лжеудовольствия».
Справка
Признать террористическим и запретить украинское военизированное националистическое объединение «Азов» требовала Генпрокуратура России. Её доводы в суде подкрепили директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, представивший доклад «Неонацизм и терроризм в идеологии и деятельности «азовского движения» на Украине», член Совета по правам человека при президенте Марина Ахмедова, правозащитник Георгий Волков, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.
2 августа иск прокуратуры был удовлетворён, и теперь членство в «Азове» - уголовно наказуемые деяние. Первым из россиян в тот же день заочно осуждён на 9 лет колонии общего режима уроженец Сахалина Антон Королёв.
* Полк «Азов» признан террористической организацией и запрещён на территории РФ