Слепое орудие радикалов. Чем опасен неонацизм и как пресечь его на Кавказе

Выставка трофейной техники - один из способов рассказать юному поколению, за что ьборолись наши предки и за что сражаются солдаты сейчас. © / Светлана Болотникова / АиФ-Северный Кавказ

Председатель Национального антитеррористического комитета Александр Бортников отметил попытки террористов и неонацистов вербовать молодёжь Северного Кавказа в ряды зарубежных радикальных организаций. От терроризма общество в целом выработало иммунитет, хотя в регионе по-прежнему продолжается противостояние террористическим угрозам. А вот неонацизм - относительно новое для нас понятие, в большей степени связанное с событиями на Украине. Как его опознать и защититься от его влияния?

   
   

Подбивают на беспорядки

В начале октября председатель Национального антитеррористического комитета Александр Бортников провёл заседание, посвящённое вопросам противодействия распространению идей терроризма и неонацизма в молодёжной среде на территории Северо-Кавказского федерального округа. Он положительно оценил профилактические усилия власти, образовательных учреждений, молодёжных организаций. Но глава НАК обратил внимание, что всё же в округе фиксируются факты вовлечения молодых людей, в том числе до 18 лет, в террористическую деятельность и массовые беспорядки. Террористы и неонацисты для этого используют соцсети и мессенджеры.

Самым явным проявлением неонацизма в СКФО в прошлом году оказались акции против евреев в республиках Северного Кавказа на фоне палестино-израильского конфликта. Сейчас дела участников беспорядков в аэропорту Махачкалы рассматривают в том числе в судах Ставрополья.

Но были и другие прецеденты. Например, во Владикавказе в сентябре за реабилитацию нацизма осудили мужчину, который в январе 2023 года на своей странице в соцсети разместил пост, одобряющий и оправдывающий фашизм. Ему дали два года условно.

На первый взгляд безобидные посты поддерживают опасную идеологию, которая способна спровоцировать молодых людей на противоправные действия.  Это могут быть погромы, какой устроили в Махачкале, или нападения на сверстников, как было в Челябинске, где школьник с ножом и молотком изувечил одноклассников. На его странице в социальной сети оказался пост с размышлениями о том, что в нацистской Германии якобы была свобода слова, в отличие от СССР и России, и с сожалениями, что нацистов в стране слишком мало. А могут нести и более тяжёлые последствия.

Кресты на танках

Денацификация Украины - одна из главных целей специальной военной операции, как заявлял президент страны Владимир Путин. Нацистская идеология в этой стране начала укрепляться после развала СССР, и сейчас в Интернете можно найти немало украинских учебных пособий, в которых пособник нацистов времён Второй мировой войны Степан Бандера преподносится как национальный герой. То есть юные украинцы должны равняться на бандглаваря, который устраивал массовые расстрелы евреев, цыган, советских военнопленных.

Выросшее на таких героях поколение сейчас поражает бесчеловечностью даже видавших виды участников СВО.

   
   

«Против нас воюют разные категории врага. Есть те, кого мобилизовали и заставили воевать, есть зарубежные наёмники, а есть убеждённые нацисты. И, на мой взгляд, нацисты - самые страшные противники. Они нарушают правила ведения войны: используют медицинский транспорт для перевозки боеприпасов и личного состава, применяют запрещённые виды вооружения, например фосфорные и кассетные бомбы. Главное, что отличает нацистов, - животная ненависть к русским как нации», - говорит военный под позывным Панда.

Сам он из Ростова-на-Дону, из патриотичной казачьей семьи. В Ставрополь прибыл вместе с экспозицией трофейной техники, которая была открыта с 11 по 15 октября. А на Украину ездил с юных лет на спортивные соревнования и уже тогда сталкивался с нацистскими проявлениями.

«В Харькове нормально относились к русским, а в других городах за спиной начинали шептаться. Во Львове же, на западе Украины,  открыто мне грубили. Спрашиваешь у них что-то на русском - «Мы вашу мову не розумием», - отвечают, хотя только что с дагестанцами и казахами на русском говорили. Ребёнок приехал на соревнования, и к нему такое отношение, - вспоминает боец. -  А всё потому, что меня воспитывали на подвиге моего прадеда, воевавшего в Великую Отечественную войну с нацизмом, их уже 30 лет воспитывают на преступлениях Бандеры. Самых отъявленные нацисты были в террористических батальонах «Айдар», «Азов», «Кракен», «Днепр». Сейчас таких невменяемых встречается меньше. Но иногда кажется, пленный - адекватный противник, идёт на контакт. А потом находишь у него наколки «СС», татуировку с Гитлером, свастикой. Или смотришь записи в телефоне,  а он отрубленной головой нашего парня играет в футбол».

Боец с позывным Малой главным отличием украинских нацистов в зоне СВО называет пытки пленных,  запрещённые Женевской конвенцией. «Они пытают не ради того, чтобы добыть информацию. Они получают от этого удовольствие, - говорит он. -  И в нарушение международных норм добивают раненых».

Участник СВО с позывным Физрук сравнивает обработку населения Украины нацистской идеологией с перепрошивкой смартфона. Дети и внуки победителей Второй мировой войны вдруг забыли собственную историю, сносят памятники солдатам Красной армии и идут против российских солдат на танках с гитлеровскими крестами. Такие машины тоже показали ставропольцам на выставке трофеев.

Крайние формы

Неонацизм, как объясняет политолог, директор Ставропольского филиала Президентской академии РАНХиГС Юрий Васильев, возник после разгрома гитлеровской Германии как продолжение идеологии нацизма.

«Адольф Гитлер поднялся на волне построения якобы социалистического общества. Он вводил в заблуждение немецкий народ обещаниями построить национальную германскую модель социализма. Подъём патриотических настроений немцев национал-социалистами был плавно переведён искусной пропагандой и лживыми обещаниями на рельсы национализма, который вырос до размеров агрессивного шовинизма и, по сути, превратился из политических настроений в идеологию фашизма и нацизма. Противостоять этому может только высшая социальная ценность, подлинный патриотизм, которым обладал советский народ. Если патриот - это человек, который любит свой народ, свою Родину и понимает, что все имеют такое же право, то националист превозносит свою нацию, свой народ над другими, пытается подавить все остальные народы и мировоззрения».

Неонацизм выражается, по его словам, в экстремистских формах, в том числе в создании военизированных подразделений. Он всегда выливается в агрессию, в терроризм, в глобальные или локальные войны.

«Все национальные проявления на Украине начинались также под видом патриотического воспитания и потом усилиями западных специалистов выросли до националистических форм, от которых до неонацизма оставался всего один шаг. Он и был сделан президентом Украины Владимиром Зеленским. Неонацизм всегда приводит к войне, попытке уничтожения одних народов другими, считающими себя выше лучше и совершеннее», - говорит Юрий Васильев.

Доктор философских наук Александр Агамов обращает внимание, что нацизм расцвёл на почве философских идей Ницше и Шопенгауэра при их упрощении до агиток Геббельса и Гитлера.

«Это тоже вроде бы книги, но они привели к тому, что на площадях стали сжигать тысячи книг, в том числе художественных, чтобы люди не читали ничего больше, - напоминает эксперт. - Вот оно  - зомбирование сознания, мол, «истина в последней инстанции  - это мы». Любой экстремист мало чего знает, но утверждает, что он знает всё, и свою точку зрения настойчиво продвигает, продавливает, что в конце концов приводит к угрозам. Это уже экстремистское сознание - непримиримость, непринятие любой альтернативной точки зрения».

По словам философа, нациста-экстремиста легко распознать по шаблонным клише, неграмотности и сумбурности в текстах. Они разжигают национальную рознь и ведут напористую пропаганду. Спорить с ними в соцсетях не только бесполезно, но и опасно.

«Они могут потом сказать, что, раз вы общались с ним или нечаянно поставили лайк, вы их агент. Поэтому лучше обезопасить себя и не просто прервать общение, но и  пожаловаться администраторам социальной сети, учителям, родителям», - советует Александр Агамов.

По его данным, в России есть организации экстремистского толка. С ними трудно бороться, потому что они себя почти никак не проявляют в жизни, но создают почву для преступлений, находя молодых людей, неустойчивых к пропаганде деструктивных идеологий, и превращают их в исполнителей диверсий и терактов.

Как им противостоять? Александр Агамов считает, что прежде всего молодые люди должны знать историю. Не обязательно по школьным учебникам. Можно читать Бориса Васильева или Эриха Марию Ремарка, смотреть фильмы «А зори здесь тихие» или «Балладу о солдате», ухаживать за памятниками погибшим в ВОВ, слушать рассказы о том, как Ставрополь переживал оккупацию.

Легче всего поддаются деструктивным идеологиям необразованные люди, уверен доктор философских наук.

«Как говорил украинский философ, основатель народной педагогики Григорий Сковорода, «не тот дурак, кто не знает, ибо мал и ему неведомо, а тот, кто и знать не хочет, ибо ленив он духом», - процитировал профессор.

Он полагает, что если бы последние 30 лет на его трудах да на книгах Николая Гоголя и Тараса Шевченко воспитывались украинцы, а не на западных сериалах, компьютерных играх и культе Бандеры, неонацистская идеология не захватила бы умы и власть.