Землю дадут, газ подключат? Как на Кавказе отреагировали на жалобы Путину

Жительнице Усть-Джегуты удалось задать вопрос о стоимости газификации лично Владимиру Владимировичу. © / Кадр телеканала "Россия 24"

Из СКФО во время прямой линии президента прозвучали обращения ингушского селекционера, которому не хватает земли, и жительницы КЧР, возмущённой ценами на газификацию. Какова реакция на местах и что в эфир не попало - в материале «АиФ-СК».

   
   

Древняя порода овец и новые сорта кукурузы

Житель Назрани Исраил Мурзабеков, увлечённый селекцией тонкорунных овец, готовил видеообращение Владимиру Путину ещё в прошлом году. Оно опубликовано в социальных сетях. Зоотехник по образованию, ставший инвалидом после инсульта, Исраил живёт в маленьком вагончике. На своём небольшом участке он пытается возродить древнюю вайнахскую породу баранов, а заодно занимается селекцией кормовой кукурузы. Хочет создать многопрофильное фермерское хозяйство, но для этого нужно больше земли. За нею он и обратился к президенту России, уже второй раз.

«На Северном Кавказе земля дорогого стоит. Это действительно ценность. Но человек занимается конкретным и очень важным делом - селекционным овцеводством. Это то, на что мы обращаем всё больше и больше внимания, - ответил Владимир Путин. - По куриному мясу решили проблему, но не все знают, что мы яйцо-то завозим, а нужно иметь своё первичное яйцо (на разведение кур - прим ред.). Это касается и крупного рогатого скота, и овцеводства. Переговорю обязательно с руководством республики».

В тот же день глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов сообщил, что отправил к Мурзабекову правительственную рабочую группу во главе с первым вице-премьером, и пообещал принять меры, чтобы оперативно решить вопрос с землёй. Заодно он отчитался о племенной работе в овцеводстве. Республика закупила пять тысяч голов мелкого рогатого скота тушинской и гиссарской пород, которые известны своими курдюками. А в целом поголовье овец в республике за год выросло на треть.

За чей счёт коммуникации?

Ещё один вопрос, попавший в эфир с Северного Кавказа, касался стоимости газификации. Роза Каппушева, которая живёт в новом микрорайоне Усть-Джегуты, пожаловалась, что за подключение к магистральному газопроводу ей выставили счёт в 200 тысяч рублей. Таких денег ни у неё, ни у других многодетных, поселившихся в новых домах, нет.

Президент заверил, что подводить газовые трубы к домовладению по недавно принятому закону будут за счёт «Газпрома» или его структур на местах, а во дворах и домах работы должен удешевить новый подход к газификации. Правительство России рассматривает возможность заключать с газовиками типовые договоры, в которые будет входить прокладка не только магистральных труб, но и коммуникаций на территории домовладении.    
   

«Есть идея сделать единый, типовой договор, чтобы всё, что связано с благоустройством участка, делали по единому плану и в рамках централизованных, а значит, по пониженным ценам закупок», - заявил глава государства.

Глава КЧР Рашид Темрезов, комментируя это обращение, назвал стоимость газификации важной проблемой для всей страны. А что касается Усть-Джегуты, то для нового микрорайона, по его словам, разрабатывается проектно-сметная документация.

«К строительно-монтажным работам мы приступим в 2022 году. Подведение трубы к границе земельного участка собственников будет бесплатным», - сообщил он.

В эфир не попали

Впрочем, обращений к Владимиру Путину было намного больше, чем прошло в эфир, в том числе по коммуникациям. В частности, свой видеоролик направили президенту многодетные семьи и другие льготники, восемь лет назад получившие участки на окраине Ставрополя, на улице Берёзовой. Электричество туда в позапрошлом году провели, и на этом благоустройство застопорилось. Местные власти говорят, что денег в бюджете нет, надо просить у федерального центра. За этим к президенту и обратились ставропольцы.

«Мы получили участок в 2013 году. У нас трое деток. Долго не строились, но два года назад появился свет, забрезжила надежда, что и остальные коммуникации появятся. Поэтому мы начали строить дом, скоро будем перекрывать крышу. Хотелось бы быстрее сюда переехать», - говорит Елена Киселёва.

«Неработающие лифты - это издевательство»

Жалоба из КБР на неработающие уже 12 лет лифты в девятиэтажке во время прямой линии тоже не прозвучала, но была показана по Первому каналу раньше, в сюжете о работе центра по сбору обращений к президенту. В тот же день, 30 июня, Валентину Коваль, возглавляющую товарищество собственников жилья в доме по улице Баксанской в Тырныаузе, вызвали к следователю, потом к главе Эльбрусского района, затем пришёл участковый и беседовал с нею до полдвенадцатого ночи. А с утра пожаловали сотрудники отдела экономической безопасности МВД и целый день изучали не только переписку Валентины Фёдоровны с чиновниками, но и её биографию, включая места работы внуков.

По словам председателя ТСЖ, эксплуатацию лифтов запретили ещё в 2009 году. В 2014-м включили дом в программу по замене подъёмников и обещали провести модернизацию в 2021 году. Однако новые лифты получила другая многоэтажка, где старые были в рабочем состоянии.

«У нас на девятом этаже живёт молодой человек с ДЦП, который уже 12 лет выходит на прогулку только на балкон. На седьмом этаже - чернобылец с эндопротезом, вынужденный каждый день ходить по лестнице пешком. На шестом этаже - одинокая женщина с остеопорозом, которая просит соседей приносить ей продукты, поскольку сама подняться по лестнице обратно не сможет. Я считаю, это издевательство над людьми в течение 12 лет», - говорит Валентина Коваль.

Она надеется, что её обращение к президенту всё же поможет решить проблему. Тем более, сам Владимир Путин сказал, что все поступившие вопросы будут рассмотрены.