«Заводами Кавказ не поднимешь». Политолог - о том, как развивать СКФО

Турпоток в регионы Северного Кавказа растёт. © / пресс-служба компании "Курорты Северного Кавказа"

В январе 2010 года указом президента был образован Северо-Кавказский федеральный округ. Как изменилась жизнь в регионе за минувшие девять лет? И что мешает дальнейшему развитию? Доктор политических наук Арушан Вартумян считает главными проблемами незаконченную реабилитацию депортированных народов, качество региональных элит и дисбаланс между светскостью и религиозностью.

   
   

Мирная страна - мирные задачи

Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: 19 января 2010 года указом президента был создан СКФО. Недавно здесь в очередной раз сменился полпред. Александр Матовников, как и предыдущие два полпреда, - силовик. Значит, вопросы безопасности региона опять на первом плане?

Арушан Вартумян:Да, действительно, Северо-Кавказский федеральный округ очень сложный по своей проблематике, включая вопросы национальной безопасности, вопросы экстремизма и терроризма, поэтому понятно, почему федеральный центр хочет, чтобы полпредом был человек, связанный с силовыми структурами. Александру Матовникову удалось предотвратить целый ряд потенциально возможных конфликтов, которые имели место на Северном Кавказе, и пока его назначение не вызывает особой тревоги у элит Северного Кавказа.

- Видите ли ещё какие-то проблемы в СКФО, которые могут дать о себе знать в ближайшее время?

- Я считаю, что мы не до конца решили проблему депортированных народов в политической, культурной, экономической сферах. Музейные работники Чечни и Ингушетии высказывают много претензий по поводу культурных артефактов, которые вывезли при ликвидации государственности части народов Кавказа. В музеи других регионов тогда отправили много старинной чеканки, керамической посуды, других артефактов, но вернулась лишь малая часть.

Досье
Арушан Вартумян. Родился в 1957 году в Азербайджанской ССР. Закончил Кубанский госуниверситет. Преподавал в школе и вузах. Защитил докторскую диссертацию по региональным политическим процессам. Главный редактор научного журнала «Региональные политические исследования».

Ещё одна проблема связана с качеством региональных элит. Нынешние - этнократические, националистические по своему духу, не способные проводить в своих регионах политику в интересах государства. Они саботируют инициативы федерального центра, уклоняются от исполнительских функций. Возьмите, к примеру, выполнение майских указов президента в республиках СКФО. Кадровая политика строится на принципах трайбализма, когда молодые люди без соответствующего образования и опыта назначаются на ответственные посты только благодаря тому, что они являются родственниками либо выходцами из аула, тейпа руководителя республики. Это приводит к потере управления территориями.

Ещё один тревожный факт - нарушение баланса между светской и религиозной властью в республиках Северного Кавказа, особенно это заметно в моноэтничных республиках, где мал процент русскоязычного населения. Мы ежедневно проводим замеры времени телевизионных передач и видим, какой мощный поток религиозной информации идёт по местному телевидению.

   
   

Дать кредиты и избавить от налогов

- СКФО уже девятый год живёт по стратегии развития до 2025 года, согласно которой регион должен перейти от стабилизации к форсированному росту, прежде всего в экономической сфере. На ваш взгляд, удаётся ли это?

 - Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Улучшения - только в туристическом и аграрном секторах. Сельское хозяйство показывает устойчивый рост. Это видно по количеству теплиц, садов, объёму урожая винограда, зерновых, технических культур.

Туристическая отрасль для Кавказа тоже перспективное направление. Я читаю лекции в Школе кавказского гостеприимства в Пятигорске и много езжу по региону. Вижу, что решаются проблемы кадрового обеспечения, создания инфраструктуры, строительства дорог. Но не хватает инвестиций, и это тормозит развитие.

- Было много вопросов по поводу эффективности работы «Корпорации Северного Кавказа». Сейчас там заверяют, что исправляются, активизируют работу и увеличивают государственные вложения.

- Эта сфера должна развиваться с использованием государственно-частного партнёрства и комфортных условий кредитования для малого и среднего бизнеса.

Я думаю, экономику Северного Кавказа поднимут хорошие агропромышленные предприятия, основанные на семейном или родовом бизнесе. Жители региона не привыкли работать на государство и платить налоги. Это трудолюбивые, ответственные люди, но они привыкли работать на себя. На мой взгляд, их семейный агробизнес надо подкрепить доступными кредитами под малый процент и на первое время освободить от налогов. Строя заводы в неиндустриальных регионах, где нет культуры работы на крупных предприятиях, экономику не поднимешь.

Нужно помочь мелкому и среднему бизнесу в туристической сфере. Здесь может развиваться агротуризм, лечебный туризм, экологический туризм.

Третье, на что надо обратить особое внимание, - качественное светское образование, основанное на новых подходах, вместо традиционного с большим компонентом религиозности.

Диалог на уровне ЖЭКа

- В этом году пройдут прямые выборы губернатора в Ставропольском крае и голосование в парламенте по кандидатуре главы КБР. Каковы ваши прогнозы?

- Казбек Коков ещё относительно молодой и новый кандидат. Центр сделает всё возможное, чтобы его удержать у власти.

Что касается Владимира Владимирова, то Кремль не выражает глубинного недовольства показателями Ставрополья, потому что они не хуже и не лучше, чем у других. Регион - в числе середняков. В самом крае открытого недовольства Владимировым, за исключением отдельных оппозиционных групп, мы не фиксируем.

- А в целом в регионах Северного Кавказа есть вообще политическая конкуренция?

- Очень слабая. Только при живой политической системе может появиться какое-то инакомыслие, оппозиционность.

- Мнение жителей о власти играет какую-то роль?

- Существуют псевдообщественные организации, которые якобы показывают участие граждан в управлении государством. Мне кажется, это лубочные структуры, все претензии которых даже в диалоге с президентом ограничиваются требованием прикрутить лампочку в подъезде или заасфальтировать тропинку. Это уровень начальника ЖЭКа, а не президента страны или губернатора края.

У нас затормозилась реформа местного самоуправления. Руководителям с автократическими наклонностями совсем не хочется передавать часть своих полномочий гражданам.