Каждый третий чиновник уйдёт. Чем грозит Кавказу муниципальная реформа?

Сокращённым придётся искать, чем заняться. © / Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Треть муниципальных служащих потеряют работу после ликвидации нижнего уровня самоуправления в России, и особенно больно это ударит по Северному Кавказу, Югу и Центру России, считают в Минюсте.

   
   

В самозанятые или на пенсию?

По прогнозу Минюста около 100 тысяч муниципальных служащих в России, не считая сельских депутатов, лишатся работы до 2028 года, если Госдума примет новый закон об организации местного самоуправления. Его проект уже прошёл первое чтение и, скорее всего, будет принят в этом году. Муниципалитеты станут одноуровневыми, то есть внутри районного или городского округа не будет сельских администраций. Их работу будут выполнять территориальные отделы с маленьким штатом сотрудников.

Муниципальная реформа уже обкатана в Ставропольском крае. Но, как утверждают в региональном министерстве труда, она не привела к существенному росту безработицы.

«Часть персонала была уволена в связи с оптимизацией и укрупнением кадровых, юридических, бухгалтерских структур. Но кого-то приняли на работу в территориальные отделы, кого-то в другие организации. Часть служащих ушла на пенсию, так как была в предпенсионном и пенсионном возрасте. Желающим мы помогли переобучиться по программе нацпроекта «Демография», - рассказал замминистра Борис Семеняк. - Понятно, что бывший работник экономического и социального отдела администрации сварщиком не станет. Переучивали на смежные, похожие профессии. Кто-то стал самозанятым. Есть специальная программа поддержки безработных граждан, по которой мы выдаём стартовый капитал на открытие собственного дела. Попавшим в категорию малоимущих, оказываем помощь по социальному контракту».

Он привёл в пример Антонину Качура, которая до преобразований работала начальником юридической группы Бюро по управлению муниципальным имуществом при администрации Светлограда. Когда город вошёл в состав Петровского городского округа, её сократили. Она обратилась в центр занятости. Её сразу приняли ведущим юрисконсультом центра, но она решила воспользоваться возможностями соцконтракта, получила 250 тысяч рублей на своё дело и открыла частный юридический кабинет.

Полномочия без финансов

Не было проблем с трудоустройством и у экс-главы посёлка Темижбекский Новоалександровского округа Александра Моисеева. Он и до прихода на эту должность вёл коммерческую деятельность, и сейчас занимается фермерским хозяйством. Другое дело, что пока у посёлка был избранный глава, муниципалитет, на его взгляд, развивался, а сейчас чувствуется нехватка сотрудников: стадион зарастает амброзией, за новым парком некому ухаживать.

«У нас в ЖКХ было 12 человек, и всем хватало работы. Муниципалитет сам собирал мусор и вывозил на площадку, где его забирал регоператор, сам предоставлял ритуальные услуги, содержал в порядке улицы, зарабатывал деньги, и никогда посёлок не заканчивал год с убытком, - рассказал Александр Моисеев. - А теперь в ЖКХ работают 2-3 человека. Пришла метель - по улице не проедешь. Раньше трактор с ночи выходил чистить дороги от снега, заправляясь на месте, а теперь ездит в город за топливом».

   
   

По его словам, своего бюджета у теротдела нет, и когда жители обращаются туда с той или иной проблемой, часто получают ответ: таких полномочий нет.

По всей России, где такой реформы ещё не было, прав у местных администраций больше. Но, как говорят авторы нового законопроекта и эксперты, эти полномочия не подкреплены финансами. Не все муниципалитеты умеют зарабатывать сами, как это делал Темижбекский, а налоги распределяются так, что большая часть средств попадает в региональный и федеральный бюджеты. Оттуда они возвращаются целевыми дотациями.


Комментарии

Политолог Эдильбек Хасмагомадов (Чеченская Республика):

«Местные администрации в финансовом отношении полностью зависят от органов государственной власти, поэтому говорить о них как о полноценных органах местного самоуправления не приходится. Если порядок распределения налогов не изменится, то фактического самоуправления не будет. Сокращение муниципальных служащих станет проблемой везде. Но на Северном Кавказе она будет острее. В СКФО экономика слабо развита, условия для развития малого бизнеса тяжёлые и уровень безработицы и без того высокий. Реформа поможет сократить «лишних» чиновников, но создаст проблему: новых безработных тоже надо как-то трудоустраивать».

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:

«Если денег у муниципалитетов нет и не предвидится, то часть функций стоит перевести на региональный уровень. Это должно позволить решить копившиеся годами проблемы. Но я не сторонник фактической ликвидации местного самоуправления, несмотря на то, что самоуправлением оно было больше на бумаге. Баланс ресурсов и полномочий между муниципальной и региональной властью можно и нужно было найти. Но что произошло, то произошло. Главное, чтобы реформа не лишила людей возможности достучаться до местной власти, а власть не забывала, что подотчётна населению».