В преддверии встречи президентов России и США Владимира Путина и Барака Обамы напряжение в двусторонних отношениях Москвы и Вашингтона продолжает усиливаться. Не успели еще утихнуть споры вокруг дипломатической перепалки между представителями внешнеполитических ведомств двух стран из-за Сирии, как появился новый повод для противостояния.
Им стал принятый на прошлой неделе конгрессом США проект так называемого «закона Магницкого». Согласно нему против ряда российских чиновников, которые напрямую или косвенно были связаны с нарушениями в связи с арестом и смертью юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, «пытались скрыть факты произошедшего, и извлекли из этого финансовую выгоду», будут введены визовые и финансовые ограничения. Кроме того, в итоговый список могут попасть и те граждане РФ, кого американцы посчитают ответственным за убийства, пытки и другие нарушения прав человека в отношении борцов с коррупцией и правозащитников.
Как ожидается, после одобрения палатой представителей законопроект будет передан на рассмотрение Сената. Многие сенаторы уже высказались в его поддержку. Таким образом, если закон будет одобрен, президенту Обаме, даже если лично он будет против его принятия, документ ему придется подписать. В том, что, скорее всего, он будет принят, эксперты-международники не сомневаются.
Между тем, в России крайне болезненно восприняли эту информацию. Как заявил сегодня утром замглавы МИД РФ Сергей Рябков, в случае принятия закона Россия примет жесткие ответные меры в отношении США.
«Если произойдет такое вопиющее действие, реакция Москвы будет комплексной, неодномерной и крайне жесткой. Надо посмотреть, как будет развиваться ситуация. Мы надеемся, что все-таки худшего не произойдет», - заявил он.
По словам чиновника, желание американских законодателей применить санкции к гражданам России является вмешательством во внутренние дела Москвы.
«То, что сейчас закладывается в закон о «списке Магнитского», – это образец неприемлемого экстерриториального законодательства США. Это фундаментальная и важная проблема, подрывающая основу международного права, она охватывает весь спектр, начиная от любых санкций и заканчивая попытками ареста собственности со стороны американских судов», – уверен дипломат.
В подтверждении своих слов он привел историю с захватом в 2010 году американскими спецслужбами в Африке российского «кокаинового летчика» Константина Ярошенко, который в минувшем году был приговорен к длительному сроку заключения.
«С этим нельзя мириться. На фоне попыток США предъявлять России претензии в сфере прав человека мы будем усиливать линию на отбрасывание вот этих американских претензий. Российская сторона с большой тревогой и озабоченностью воспринимает происходящее в этой связи, и если все пойдет в этом направлении, неизбежным окажется принятие серии ответных мер с негативными последствиями для всего комплекса российско-американских отношений», – продолжил Рябков.
Впрочем, как именно Россия будет отвечать на санкции США, дипломат уточнять не стал. Вероятно, речь пойдет о визовых и финансовых ограничениях в отношении ряда американских чиновников, причастным, по мнению РФ, к резонансным преступлениям в гуманитарной сфере. Однако в связи с этим стоит отметить, что граждане США не хранят свои деньги в российских банках, а РФ если и посещают, то крайне редко. Поэтому в отличие от США санкции Москвы будут носить лишь чисто декларативный характер.