В феврале 2021 года Ставропольский край стал в округе лидером по объёмам невыплаченной зарплаты, которая превысила 154 млн рублей. Ингушетия долгов накопила меньше, но стала лидером по темпам роста задолженности - на 271%. О ситуации в других регионах СКФО и причинах невыплат - в материале «АиФ-СК».
В должниках - банкроты
Ставропольчанка Виктория самостоятельно воспитывает двух малолетних детей. Работает в цехе по пошиву одежды. В среднем за месяц получает 23-25 тыс. рублей.
«В этом году мне ещё ни разу не заплатили, жду зарплату сразу за два месяца - январь и февраль. Надеюсь, что отдадут долг в марте. Никуда не обращалась, потому что боюсь испортить отношения с начальством и потерять работу. Найти новую сейчас, во время пандемии, будет непросто», - жалуется Виктория.
Ставропольчанка Полина полгода трудится оператором службы доставки в сфере общественного питания. Средняя заработная плата у девушки - 25 тыс. рублей. Официально она не оформлена.
«На протяжении полугода каждый месяц, как по расписанию, нам задерживают зарплату на полторы-три недели. Объясняют это отсутствием средств. Ходила к директору, но ничего это не дало. А пожаловаться в Госинспекцию труда и другие инстанции не могу, потому что работаю неофициально», - говорит Полина.
По информации Ставропольстата на 1 февраля 2021 года, долги по зарплате на сумму 111,6 млн рублей перед своими работниками накопили 13 предприятий. Свои деньги до сих пор не получили 1224 человека. У краевой Госинспекции труда другие цифры.
«В нашем реестре на 19 февраля числится 49 предприятий, которые задолжали 2166 работникам более 154 млн рублей, - сообщила замруководителя регионального ведомства Светлана Будняк. - На 1 февраля 2020 года в реестре было 37 предприятий с долгами почти на 82 млн рублей перед 1458 работниками».
Основными нарушителями в крае остаются предприятия-банкроты. На них приходится 85% задолженности по зарплате, или 131,3 млн рублей. Ещё 10,5 млн рублей не выплатили своим сотрудникам ликвидированные организации. Экономически активные предприятия задолжали работникам 6,8 млн рублей.
За 2020 год после проверок госинспекторов труда просроченную зарплату в общем объёме 135,6 млн рублей получили 7777 человек. В этом году 345 работникам удалось вернуть 7,8 млн рублей.
«Эффективной мерой стала введённая с 1 января 2020 года упрощённая схема взыскания долгов по зарплате. Многие предприятия предпочитают не дожидаться решения госинспекторов о принудительном исполнении для судебных приставов, выплачивая просроченную зарплату в 15-дневный срок, установленный предписанием», - добавила Будняк.
Просрочки нет несколько лет
Задолженность по зарплате в Кабардино-Балкарии, по данным Росстата, с декабря 2020 по январь 2021 года выросла сразу в пять раз и достигла 27,2 млн рублей. К февралю она сократилась незначительно - до 26,6 млн рублей.
В республиканской федерации профсоюзов считают, что нужно усилить контроль в этой сфере, особенно если речь идёт о ситуации на крупных и стратегически важных предприятиях.
«Важно вовремя проводить консультации с руководством предприятий, чтобы не допускать роста задолженности. На каждом из них должна быть профсоюзная организация. Это ужесточит общественный контроль. К нам периодически обращаются напрямую с жалобами о невыплате зарплаты, сразу на них реагируем», - рассказали в организации.
Наибольшее увеличение просрочки к 1 февраля - сразу на 271% - Росстат зафиксировал в Ингушетии. Одновременно в республике отмечена и наименьшая сумма задолженности по зарплатам на Северном Кавказе - около 2,2 млн рублей.
«Исправить ситуацию частично помогут льготные кредиты и субсидии на зарплату, если их выдачу возобновят и в 2021 году. Эти меры поддержки хорошо зарекомендовали себя в начале пандемии. Они остаются востребованными и сейчас, когда мы видим негативные последствия от распространения коронавируса», - говорит бизнес-омбудсмен Ингушетии Мурат Хаматханов.
А вот Чечня стала единственным в округе регионом, где Росстат не выявил задолженности по зарплатам. В республиканской Госинспекции труда заявили, что просрочку здесь не фиксируют уже на протяжении нескольких лет.
«Конечно, раньше долги по зарплате были во многих организациях, - рассказывает замруководителя Госинспекции труда в Чечне Дени Галаев. - Предприятия нашли финансирование, чтобы ликвидировать просрочку, а впоследствии мы следили, чтобы образовавшиеся долги, даже небольшие, закрывались как можно скорее».
Комментарий
Экономист Тимур Хубаев:
«Реальная ситуация с зарплатными недоимками в разы хуже официальных данных, потому что статистика не учитывает недоступную «серую» зону экономики. Она напрямую влияет на показатель эффективности губернаторов, который президент определил как «доверие к власти».
В СКФО не самая плохая ситуация по сравнению с другими регионами, потому что здесь слишком много бюджетников, которым придётся взять на себя содержание безработных близких.
Решать проблему задолженности нужно, меняя модель управления экономикой. Потребуются инвестиции, короткие индустриальные проекты и элементы плановой экономики».