На шоколадку или на самокат? Как научить школьника правильно тратить деньги

Обращаться с деньгами дети учатся и в дошкольные годы. © / pixabay.com

Карманные деньги есть почти у всех детей, но тратят они их чаще всего на безделушки или сладости. Стоит ли бороться с детской расточительностью и на что ребёнку будет интересно  копить, выясним в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».

   
   

Хлеб важнее игрушки

Дети получают деньги чаще всего просто так: в подарок, на проезд или на еду. Сколько в рубли вложено труда, они не понимают. Вот и тратят на то, что взрослым кажется сущей ерундой: жвачки, спиннеры, поп иты. Отучить разбрасываться деньгами можно, но для этого придётся провести не одну беседу на тему построения семейного бюджета.

«Ребёнок должен знать о доходах и расходах, понимать, что есть обязательные траты, а есть расходы, без которых вполне можно обойтись, например, не купить десятую машинку или куклу Барби, - говорит координатор регионального центра финансовой грамотности населения в Ставропольском крае Надежда Герасименко. - Разъясняя, как формируется семейный бюджет, вы избежите проблем с незапланированными покупками в магазинах и научите детей ценить финансы».

Можно вместе с ребёнком вести учёт доходов и расходов семьи, и он будет видеть, какие суммы  из родительской зарплаты уходят на него самого. Будет знать, сколько стоит его телефонный тариф с интернетом,  новая юбка или посиделки в «Бургер Кинге». Увидит, во сколько обходятся коммунальные услуги.

«Если проговаривать обязательные траты, привлекать к расчётам коммунальных платежей, ребёнок станет более ответственным, - считает эксперт проекта «Знания для жизни», кандидат экономических наук Виктория Макарьева. - Я знаю случаи, когда после таких бесед дети начинали следить, чтобы зазря нигде в квартире не горел свет, не капала вода из кранов, и даже поучали потом взрослых».

У школьника доходы могут быть не только из родительского кошелька. Наверняка, ему дарят деньги родственники, он может заработать на автомойке или получить денежный приз за победу на олимпиаде. Эти средства взрослые не должны отбирать, иначе ребёнок впоследствии такие поступления постарается скрыть. Но если он сам предлагает помочь, например, вложить долю в ремонт квартиры, отказываться не стоит. Это покажет ему, что он способен не только увеличивать расходы семьи, но и пополнять доходы.

Мечта в копилке

Пока деньги падают школьнику с неба в карман, как манна небесная, мотивировать его на экономию можно приятной и полезной целью.

   
   

«Родитель должен объяснить, что деньги, которые он потратит сейчас, принесут только сиюминутную радость, а если накопить  - помогут воплотить мечту, - говорит Виктория Макарьева. - Важно помочь сформулировать цель, иначе накопления будут казаться бессмысленными. Если школьник увлекается спортом, можно собирать деньги на мяч или спортивную форму. Можно копить на гироскутер, обучающие курсы, поход в зоопарк или отдых на берегу моря».

Школьник может вести и собственный бюджет, фиксируя поступления и траты. Он увидит, что доходы могут быть регулярными или разовыми, расходы - обязательными или добровольными, которые легко сократить, например, пройти в хорошую погоду пешком и сэкономить на проезде.

Младшеклассники, по словам экспертов, охотно начинают собирать деньги на игрушки, фломастеры, конструкторы. В средней школе копят на велосипед, коньки, ролики, шлемы. А в старших классах покупают одежду, гаджеты и даже пытаются сами инвестировать в ценные бумаги.

Хранить накопления на крупные покупки эксперты советуют на родительских счетах, но так, чтобы ребёнок чувствовал себя причастным к этим денежным средствам.

Стоит ли заводить для школьника отдельную банковскую карту, читайте здесь. Больше полезной информации по обращению с финансами - на сайте проекта «Знания для жизни» fingram26.ru