Выпускной в школе – событие незабываемое. Он дарит ощущение свободы и предчувствие перемен. Но торжества стоят порой так дорого, что родителям приходится даже влезать в долги, лишь бы чадо не выглядело хуже других.
Конечно, сегодня по всей России традиции празднования выпускных не слишком отличаются, однако есть и свои особенности. О том, как проходит прощание со школой на Северно Кавказе - в материале STAV.AIF.RU.
Стараются не экономить
По 10 тысяч рублей собирали одиннадцатиклассники одной из школ Ставрополя. В эту сумму, по словам мамы выпускницы Валентины Залевской, вошли воздушные шарики для украшения школы, аренда зала, где будут вручать аттестаты, банкет и работа ди-джея. На выпускной фотоальбом сдавали отдельно от двух до 10 тысяч рублей. В зависимости от количества страниц и фотографий.
«Все затраты обсуждали на собрании ещё осенью, и родители соглашались. А вот когда в мае наступил последний срок сдавать деньги, некоторые отказались. Наверное, не имеют возможности, – предположила Валентина. – Хотя 10 тысяч рублей на выпускной – это для Ставрополя немного. Слышала, что в некоторых школах сдают и по 15 тысяч рублей».
Траты на выпускное платье или костюм родителям регулировать проще. «Можно найти платье за три тысячи рублей, а можно и за 50 тысяч рублей. Мы подобрали за 18 тысяч. Весь наряд с туфлями, причёской и макияжем обойдётся в 25 тысяч рублей, – подсчитала мама. – Но мы не пытались сэкономить, потому что у человека в жизни три главных праздника: первый раз в первый класс, школьный выпускной и свадьба. Мы хотим подарить детям красивый запоминающийся праздник».
На самом деле, выпускные в жизни современных детишек случаются с завидной регулярностью: садик, начальная школа, девятый класс. Размах праздников чуть скромнее, но тоже требует затрат. Если раньше можно было свозить детей на экскурсию, провести время с пользой, то сейчас на такие походы нужно разрешение нескольких инстанций и сопровождение полиции. Либо нужно маскироваться под туристическую группу и ехать всем детям со своими родителями.
В качестве альтернативы развлекательные центры в Ставрополе предлагают двухчасовую программу на 20 детей и пять взрослых с чаепитием, дипломами и открытками за 12 тысяч рублей. Около тысячи на одного ребёнка стоит скромная виньетка с большим портретом и группой. Полторы тысячи – видеосъёмка. Три тысячи с группы – оформление зала в детском саду. 15 тысяч рублей родители группы дарят воспитателям, няням, педагогам, методистам. Кроме того, всем им вручают букеты, а в бухгалтерию, на кухню и в прачечную покупают торты. В некоторых детсадах особо щедрые родители заказывают катание на лимузине, чтобы с малых лет было, как у взрослых на свадьбе.
Небогатые – в косичках
В маленьких городах Ставрополья и в республиках Северного Кавказа планка затрат на выпускные ниже. По словам председателя Союза родителей учащихся образовательных учреждений Чечни Яхи Агаевой, власти запретили «выжимать» деньги из родителей на торжества.
«Если какие-то внебюджетные средства привлекаются, они должны быть чётко оформлены протоколом родительского собрания, – говорит общественница. – Я видела протоколы родителей девятиклассников. Они сдают от трёх до пяти тысяч рублей. Одиннадцатиклассники собирают от пяти до семи тысяч рублей. В эту сумму входит оформление школы к последнему звонку, виньетки, ленты, бантики, булочки, пирожки, напитки и ужин в ресторане или выезд на пикник, а также подарок классному руководителю и школе. В прошлом году в одной из школ родители купили в учительскую стол и стулья. В другой школе подарили микрофон и музыкальный центр».
Сколько тратить на наряды детей, по мнению Яхи Агаевой, родители имеют право решать сами. «Если много денег, девочке делают причёску в шикарном салоне, если семья небогатая – заплетают косички». – пояснила она.
В Ингушетии картина примерно такая же.
«Многое зависит от внутришкольной политики, от личности классного руководителя, – говорит глава общественного фонда «Генезис» Марета Дзейтова. – Когда выпускались мои старшие дети, мы у классной спросили, что она хочет получить в подарок. Она мечтала о дорогом ноутбуке. Ученики договорились, что соберут половину стоимости – около 25 тысяч рублей, а остальное она добавила сама. Иногда же цена подарков переходит всякие границы. А есть школы, где это категорически запрещено, вечера проводятся строго в школе, и директор следит, чтобы, кроме цветов и конфет, ничего не дарили».
Хорошее платье за 15-17 тысяч рублей или мужской костюм за пять-семь тысяч рублей – большая нагрузка для семейного бюджета в Ингушетии, но детей стараются одеть, чтобы они были не хуже других. «Выпускные становятся поводом для демонстрации своих амбиций. Иногда из-за этого даже влезают в долги. Хотя ощущение праздника не зависит от количества вложенных средств», – считает собеседница.
Куда уходят средства?
Старшая дочь представителя родительского комитета из Северной Осетии Виктора Магкеева окончила школу три года назад. Выпускной обошёлся семье в семь тысяч рублей. А у младшей в прошлом году выпускной стоил уже 10 тысяч рублей.
«Я был членом родительского комитета, и всё происходило на моих глазах. Отобрали двух лояльных школе родителя, которые озвучили нам эти цифры, – рассказывает Виктор Георгиевич. – Они выступали на родительском собрании с заготовленной речью. Я требовал объяснить, на что пойдут деньги. Мне говорили, что мы оплачиваем канцтовары, перевозку в автобусах на ЕГЭ и выпускной.
3,5 тысячи рублей предполагалось потратить на одного ребёнка в ресторане, хотя взрослой компанией даже с алкоголем можно за тысячу рублей посидеть. У нас было два класса по 30 человек. Мы собрали более 600 тысяч рублей. Думаю, только пятая часть реально была израсходована на детей».
Виктор Магкеев сопротивлялся школьным поборам, какие бы предлоги для них ни выдвигались. Когда все сдавали деньги на охрану школ, он потребовал написать ему официальный ответ, указав, что государство не может обеспечить защиту учреждения. От него сразу отстали.
«С каждым годом школы собирают всё больше, причём директор демонстративно заявляет, что не имеет к этому отношения. На самом деле большинство родителей сдавать деньги не хотят, но открыто заявить об этом боятся. Коммерциализация ведёт к деградации школы, – полагает папа теперь уже студенток. – Туда всё больше людей приходят за материальным обогащением. Это путь в никуда».
Платки надевать не заставляют
Правила проведения выпускных вечеров в этом году стали строже. В Северной Осетии из соображений безопасности запретили устраивать фейерверки. В КБР торжества со всеми мерами предосторожности школам рекомендовали провести с четырёх до восьми часов вечера. «Участвовать в вечеринках за пределами школы педагогам мы запрещаем. Если дети идут в кафе или ресторан, то ответственность за это полностью ложится на родителей», – сообщила начальник отдела дошкольного и общего среднего образования минобра КБР Марина Мизова.
В КЧР правила проведения выпускных вырабатывали вместе с правоохранителями. В прошлом году, по словам консультанта отдела организационной работы и материально-технического обеспечения минобра республики Заремы Узденовой, праздники за пределами школы не запрещали. Но и рассвет на природе никто не встречал.
«Школы находятся муниципальном подчинении, и каждый район выпускает свои приказы по проведению выпускных. Мы даём лишь общие рекомендации директорам школ», – отметила консультант.
В плане выбора нарядов на выпускной никаких жестких рамок не существует.
«Конечно, слишком откровенные платья у нас не приветствуются, но и платки девушек надевать не заставляют,- заключила Яха Агаева.
Комментарий
Инициатор казачьего движения на Ставрополье Пётр Федосов:
«Я окончил 10 классов в станице Расшеватской Новоалександровского района в 1955 году. Большую школу немцы подожгли во время отступления, и мы учились в приспособленных зданиях. Выпускной проходил в бывшем атаманском правлении. Нам вручили аттестаты, мы потанцевали с полчаса и начали расходиться по домам. Застолья не было. С деньгами у колхозников тогда было туго. Одному из нас, троих друзей-одноклассников, отец дал 25 дореформенных рублей, на которые мы купили печенье и карамельные «подушечки». Нас пригласил на чай директор Виктор Иванович Светлищев. Он разрешил нам выпить чего-нибудь покрепче, но мы отказались. Одевались тогда очень скромно. Девочки были в школьной форме. У меня только в 10 классе появились первые брюки из магазина. До этого всё шила бабушка.
Сейчас возможности у людей большие, но их нужно правильно использовать. Во всём нужно знать меру и не кичиться богатством. Я запомнил свой выпускной вечер на всю жизнь, не в пример тем выпускникам, которые в наши дни напиваются до потери сознания».
Точка зрения
Председатель «Антикоррупционного центра» в СКФО Алексей Курсиш:
«На ситуацию со школьными поборами в своё время повлияла наша организация. Мы требовали от минобразования навести порядок, и в 2008-2009 годах была отработана методика работы с привлечёнными средствами при участии родительских комитетов. Найден компромисс, и родительские комитеты влияют на сбор и расходование средств. Это стало больше похоже на добровольные взносы по зову души. У учеников из небогатых семей денег не вымогают. Если на больницы нам постоянно жалуются, то на школы и детские сады уже нет.
Конечно, выпускные напоминают ярмарки тщеславия. Но это уже вопросы морали и нравственности в нашем обществе».