Деньги на «безопасный счёт». Как мошенники обманывают ставропольцев

За полгода телефонные мошенники обманули ставропольцев три тысячи раз. © / freepik.com

Только за первую неделю июля преступники похитили у ставропольцев 75 млн рублей. В 2023 году общий ущерб от их действий превысил 700 млн рублей. По словам полицейских, жертвой мошенников может стать любой, кто пользуется смартфоном, соцсетями и онлайн-магазинами. Что нужно знать, чтобы не попасть «на удочку» телефонных аферистов, расскажем в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».

   
   

Звонил «капитан полиции»

Ставропольские правоохранители с начала 2024 года зарегистрировали 3 тысячи случаев телефонного мошенничества. Чтобы ввести в заблуждение доверчивых граждан, преступники используют несколько отработанных схем. Они представляются полицейскими, сотрудниками спецслужб, банковскими служащими и под разными предлогами пытаются получить доступ к деньгам своей жертвы.

Как рассказали в региональном центре финансовой грамотности, нередко кибермошенники под видом лжеброкеров предлагают ставропольцам сыграть на бирже, обещая им баснословные дивиденды. Обман заключается в том, что преступники подделывают сайты известных банков или международных инвестиционных площадок. Люди вводят на сайтах-обманках данные своих карт и лишаются средств.

Однако наибольший ущерб жителям края причиняют звонки от подставных сотрудников ведомств и служб безопасности банков, сообщили в МВД края.

Житель Ставрополя Николай Воропаев так едва не лишился всех своих накоплений. Мужчине позвонили с неизвестного номера. Женщина на другом конце провода представилась капитаном уголовного розыска из Москвы и сразу огорошила его: деньги с личного счёта Николая сейчас переводят в подозрительные и, возможно, преступные организации.

«Я ехал за рулём и не сразу понял, о чём идёт речь. Со мной говорили грубо и быстро. «Капитан» угрожала, что если я срочно не переведу деньги на «спецсчёт», то меня будут судить, как соучастника, - вспоминает ставрополец. – Первая реакция была испуг – на тот момент у меня на карте лежала солидная сумма: я только закрыл вклад. Придя в себя, начал задавать уточняющие вопросы, пообещал связаться по этому вопросу с местными следователями и «полиция» быстро положила трубку».

Нападают на финансово безграмотных?

Иногда звонят не псевдополицейские, а попавшие в беду лжеродственники. По словам правоохранителей, преступники применяют эту схему уже давно. Причём сценариев такого мошенничества масса. Например, пожилой матери может звонить якобы спровоцировавшая аварию «дочь». Как правило, испуганная женщина в слезах просит у мамы большую сумму денег, чтобы «откупиться» от наказания. Доверчивая пенсионерка передаёт сумму курьеру и только потом понимает, что её обманули.

   
   

Начальник юридического отдела ставропольского отделения Банка России Павел Филь отмечает, что за последний год пострадавшие от телефонных аферистов значительно помолодели. В 2023 году объектами их преступлений чаще становились женщины от 45 до 64 лет, а теперь от 24 до 44. Связано это с тем, что мошенники действуют не только через звонки. Они адаптировались под более молодую аудиторию, которую находят в соцсетях или на маркетплейсах и взламывают страницы и профили.

«Незнание основ финансовой грамотности и безопасности – главная причина, по которой люди попадают под влияние телефонных мошенников и теряют свои средства, - объяснила координатор региональной программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае Надежда Герасименко. – Аферисты используют угрозы, шантаж, давление, манипуляции, запугивание и другие приёмы социального инжиниринга. Услышав подозрительное предложение или обещание быстрого обогащения, нужно сразу прервать разговор и не совершать необдуманных поступков».

По словам эксперта, не стать жертвой преступника помогут простые правила: не перечислять деньги посторонним, не передавать им коды из СМС и не заниматься инвестициями, не имея специальных знаний.

Кроме того, уточняет Надежда Герасименко, стоит позаботиться о своей безопасности в интернете. Аккауты в соцсетях и на Госуслугах должны иметь сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. На номер можно установить услугу «Антиспам», чтобы блокировать шкал звонков от мошенников. Переходить по сторонним и сомнительным ссылкам нельзя, а оплачивать интернет-покупки следует только отдельной картой, на которой хранится минимально необходимая для этого сумма.

Подробнее о том, как противостоять телефонным мошенникам, читайте на страницах «АиФ-СК» и сайте Fingram26.ru.