Новый вид мошенничества появился этим летом - предложения рефинансировать кредиты и перевести деньги на безопасный счёт. Почему на уловку попадаются и как сломать алгоритм действий злоумышленников, разбираемся в проекте «Знания для жизни» минфина Ставрополья.
Деньги вам не положены
Рефинансирование - это новый кредит на более выгодных условиях, который направляют на погашение одного или нескольких старых с высокими ставками. Это может быть удобно, но эту тему взяли на вооружение мошенники. Они предлагают оформить рефинансирование, взять деньги и перевести на некий безопасный счёт. Но с него потом всё списывают мошенники.
«Эксперты Регионального центра финансовой грамотности предлагают вообще не отвечать на звонки с номеров, коды которых не совпадают с региональными кодами действующих на Ставрополье операторов, а абонент не находится в списке знакомых вам номеров. С точностью до 99% - вас беспокоят мошенники», - говорит координатор региональной программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае Надежда Герасименко.
При рефинансировании кредитов многие банки не дают клиенту деньги на руки. «Чтобы защитить заёмщиков, финансовые организации самостоятельно переводят средства другим банкам», - поясняет управляющий ВТБ в СКФО - вице-президент Александр Дыренко.
Соответственно, сам факт оформления кредита по договору рефинансирования на личный счёт должен насторожить.
«Работник банка никогда не предложит взять кредит или выполнить денежный перевод по телефону, - добавляет заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Ставропольского филиала ПСБ Дмитрий Корякин. - Он может сообщить о таком предложении, описать преимущества и рекомендовать оформить продукт в личном кабинете или офисе банка, с обязательным соблюдением всех мер безопасности. Сотрудник банка никогда не попросит пароль, код подтверждения, данные пластиковой карты, не предложит перевести денежные средства на реквизиты в другом банке».
Надо ввести в ступор
Когда телефонные мошенники предлагают клиенту «рефинансировать кредит» с переводом средств на «безопасный» счёт, надо понимать, что они не знают на самом деле, сколько долгов у человека. У них нет доступа к конфиденциальной банковской информации. «Распознать мошенника помогут несколько наводящих вопросов. Уточните сумму «своего» кредита, который вам так настойчиво предлагают рефинансировать, под какой процент он был взят, на какой срок, в каком банке оформлен, - рекомендует Надежда Герасименко. - Скорее всего, вам не ответят. Просто прекратите разговор и позвоните на горячую линию своего банка, чтобы уточнить, могли ли вам звонить».
В пресс-службе Ставропольского филиала Россельзхозбанка посоветовали для защиты от мошенников своевременно обновлять антивирус, использовать комбинации длиной не менее 8 символов и регулярно их менять. Для каждого ресурса нужен свой пароль.
«И самое главное - критично относиться к звонкам на мобильный и письмам на электронную почту. Сомнительные ссылки лучше сразу отправлять в спам, а на звонок якобы из банка - перезванивать по официальному номеру телефона», - добавили в пресс-службе.
Уточняя информацию, важно не попасть на уловку ещё одного типа мошенников, которые создают фейковые сайты, на которых якобы можно проверить, реальный ли сотрудник вам звонит.
Один из таких порталов недавно выявили сотрудники Сбербанка. Принадлежащий киберпреступникам «Единый государственный реестр» публиковал реальные фотографии публичных банковских сотрудников, содержал ссылки на действующие порталы органов власти и госуслуги и предлагал проверять звонящего сотрудника банка по идентификационному номеру. Человек вводил цифры и выходил на страницу с данными якобы банковского работника. После этого жертвы спокойно переводили деньги на счета злоумышленников.
Больше полезной информации для сбережения и приумножения личных финансов - на портале проекта fingram26.ru.