Тепло с наценкой. Почему тарифы ЖКУ на Ставрополье отличаются от соседских?

Жёстче контролировать цены на энергоресурсы пообещал замруководителя ФАС Андрей Цариковский, побывавший на Ставрополье на прошлой неделе. Губернатор Владимир Владимиров пожаловался ему на разницу в стоимости энергоресурсов между регионами СКФО.

   
   

Кто портит климат?

На встрече с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России глава региона заявил, что высокая по сравнению с соседями стоимость коммунальных ресурсов в крае плохо влияет на инвестиционный климат.

Тепло для жителей Ставрополя стоит 2 002 рублей/Гкал, а для жителей Грозного - 1 402,35 рублей/Гкал, для махачкалинцев – 1 309,71 рублей/Гкал, для владикавказцев - 1 710,13 рублей/Гкал.

Вода на Ставрополье в два, а то и в пять раз дороже, чем в соседних республиках. Если ставропольцы платят за кубометр 44,69 рубля, то махачкалинцы всего лишь 8,21 рубля, владикавказцы - 16,66 рубля.

Только по стоимости газа край обогнали Карачаево-Черкесия и РСО-Алания. При этом в Чечне газ дешевле, чем на Ставрополье, на 2 145,33 рубля за тысячу кубометров, а в Дагестане - на 540,97 рубля за тысячу кубометров.

Самые низкие расценки на энергоресурсы из года в год фиксируются в Чечне. Не случайно именно эта республика по данным последнего Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов России, составленного Агентством стратегических инициатив, единственная среди регионов СКФО вошла в двадцатку лидеров и заняла 14 место по России.

   
   

Особая категория

Ставропольская региональная тарифная комиссия ранее объясняла разницу между тарифами в регионах СКФО тем, что республики «составляют особую категорию». В связи с этим для них, например, до 2018 года на 40% снижены цены на электроэнергию на оптовом рынке.

Кроме того, руководство республик имеет право устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня и компенсировать их за счёт региональных бюджетов, хотя они не менее дотационные, чем ставропольский. Поэтому, несмотря на то, что оптовая стоимость газа для всех субъектов округа одинаковая и незначительно различается только стоимость транспортировки, некоторые регионы дотируют поставку голубого топлива конечному потребителю. Отсюда, видимо, такой низкий тариф в Чечне.

Вода же в Ставропольском крае на вес золота потому, что это «один из наименее обеспеченных водными ресурсами регионов страны». При этом «протяжённость водопроводных сетей в крае составляет 18,6 тыс. км, что является самым высоким показателем в федеральном округе». Если к этим пояснениям Региональной тарифной комиссии добавить вынужденные траты на особняки для руководства краевого «водоканала», то вопросов по поводу цен на воду, в пять раз превышающих дагестанские, не останется.

В Федеральной антимонопольной службе считают, что пора сглаживать разницу между регионами по стоимости энергоресурсов. Однако в прошлом году ведомство делало однозначные заявления не о понижении тарифов для ставропольцев, а о повышении - для жителей республик.

Замглавы ФАС Виталий Королёв тогда обращал внимание, что в Северной Осетии тарифы на электроэнергию ко второму полугодию 2016 года запланированы на 46% ниже предельно допустимых минимумов, а в Дагестане — на 18%.

В связи с этим выражали обеспокоенность и энергетики. Представители МРСК Северного Кавказа заявляли, что из-за низких тарифов вынуждены сворачивать свои инвестиционные программы, в которых заложена в том числе модернизация сетей и подстанций.

После встречи с губернатором края Андрей Цариковский рассказал, каким видит решение проблемы. По его словам, часто такая ситуация складывается, когда федеральный центр устанавливает лимит, а на региональном уровне его увеличивают с учётом инвестиционных проектов ресурсоснабжающих организаций.

«Мы хотим ввести чёткие правила. Неконтролируемых надбавок быть не должно. Считаем, что определенный предел на эту наценку должен быть установлен законодательно, и будем стоять на этой позиции», - заявил чиновник.

Рост при падении

Цены в ЖКХ на Ставрополье в этом году неоднократно становились причиной немноголюдных протестных акций. В июне митинг с требованием заморозить рост тарифов организовал координатор Центра гражданских инициатив СКФО, председатель Ставропольского отделения партии «Яблоко» Валерий Ледовской. По его данным, ещё до июльского повышения тарифов количество неплательщиков в Ставрополе составляло 30%, а в Михайловске - 50%.

«Андрей Юрьевич признаёт наличие проблем, при этом не говорит об их масштабе и о том, каким образом предполагается их решать. Позиция, связанная с ограничением сбора денег на инвестиционные программы, достаточно мягкая, ибо для этого необходимо менять федеральное законодательство, – считает Ледовской. – Тарифная комиссия Ставропольского края в своём ответе на резолюцию митинга написала, что у нас в крае тарифы назначаются в полном соответствии с федеральным законодательством. А изменить это законодательство может только Государственная Дума. В целом визит Андрея Цариковского выглядит как попытка продемонстрировать, что этой (одной из наиболее важных на сегодня) проблемой «наверху» тоже обеспокоены».

Но в целом, учитывая существующие экономические тенденции, мне кажется, что быстрого улучшения ситуации с тарифами на услуги ЖКХ не предвидится. Хотя нам и будут это обещать.

Ледовской считает, что власти ради выравнивания тарифов не пойдут на повышение расценок для жителей республик, поскольку собираемость платежей там и так очень низкая. Но контроль над ценами в ЖКХ действительно надо усилить. Сейчас потребители всецело зависят от ресурсных компаний и поставщиков услуг, которые «придумывают обоснования для повышения тарифов».

«Правила игры, подходящие для всех, должны устанавливать как раз такие организации, как ФАС и тарифная комиссия. Они не должны обосновывать рост тарифов при падении экономики. Они должны полноценно регулировать рынок услуг ЖКХ»,– уверен гражданский активист.

По словам председателя регионального центра «ЖКХ Контроль» Аллы Седых, поток жалоб на непомерные платежи не уменьшается.

«У всех вызывает недоумение, почему одна гигакалория в Ставрополе стоит столько же, сколько в Мурманске. Я для себя это могу объяснить тем, что там дешевле, потому что это там добывается и, очевидно, региональное правительство доплачивает. Но людям объяснить трудно, тем более, что у нас не так уж и холодно бывает зимой. А в Михайловске вообще цена огромная, даже по сравнению с нашей. Но я и губернатора края понимаю. У нас много прорех, куда нужно деньги направить», - говорит она.