Прощай, КРСК! Правительство упразднило одну из структур по развитию Кавказа

Развитие инфраструктуры на курортах Кавказа требует огромных вложений. © / Марина Тимченко / АиФ

Корпорацию развития Северного Кавказа после очередного разгрома Счётной палатой России ликвидировали, передав её функции компании «Курорты Северного Кавказа», к которой, к слову, у аудиторов тоже много претензий. При этом от многомиллиардных вливаний в туристические проекты федеральный центр не отказался. Сколько нужно ещё вложить в курорты и будет ли отдача, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Медкластер остался на бумаге

Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) просуществовала 10 лет. За это время, по данным Счётной палаты, в неё вложили 22,5 млрд рублей. Почти 9 млрд рублей так и остались на счетах нетронутыми, около 3 млрд рублей ушли на содержание самой корпорации. На её непосредственные задачи - инвестиции в экономику - было потрачено 10 млрд рублей, но толку от них, по мнению аудитора Светланы Орловой, было мало. Основную цель - создание медицинского кластера на КМВ - корпорация так и не выполнила, его вообще вычеркнули из всех планов.

По данным на 2020 год, КРСК профинансировала 11 инвестпроектов, но только четыре из них заработали в срок: теплицы «Агрокомплекс Сунжа» в Ингушетии, перерабатывающий пищекомбинат «Урус-Мартановский» в Чечне, производство алюминиевых баллонов «Аэробалл» в Невинномысске и большой выставочный центр в Минводах.

Особенно возмутило аудиторов, что, несмотря на отставание по всем показателям, компания платила своим сотрудникам высокие зарплаты и отчисляла средства в благотворительный фонд «Посети Кавказ».

Всего в КРСК было подано 89 заявок на инвестпроекты, но большинство из них отклонили. Как объясняют источники в корпорации, к инвесторам предъявлялись высокие требования: они должны были пустить государственные деньги в уставный капитал создаваемых производств и вести абсолютно прозрачный бизнес. В итоге миллиарды рублей остались невостребованными.

Теперь они переходят в наследство КСК. Эта компания за 10 лет получила из бюджета 41,5 млрд рублей, из которых менее 30 потратила на инфраструктуру курортов и почти 10 млрд  - на своё содержание. По мнению аудиторов Счётной палаты, она тоже работает неэффективно: сроки ввода объектов в эксплуатацию оттягиваются, стоимость строительства увеличивается, частные соинвесторы вкладывать средства не спешат, на счетах компании тоже подолгу зависают миллиарды.

Тем не менее курирующий СКФО вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил, что на развитие туризма в регионе федеральный центр даст ещё 20-25 млрд рублей к уже вложенным 36 млрд.

   
   

Нужны триллионы

По мнению экономиста Михаила Чернышова, у туризма на Северном Кавказе большой потенциал, но, чтобы на нём зарабатывать, нужно вкладывать гораздо больше.

«Кавказ традиционно славится своим гостеприимством, поэтому у больших чиновников, которых «принимают по высшему разряду», создаётся впечатление о громадном туристическом потенциале регионов СКФО. И миллиарды бюджетных рублей щедро поливают туристическую ниву, всходы на которой куда меньше ожиданий», - говорит эксперт.

По его данным, доля гостиниц и ресторанов в валовом региональном продукте СКФО - всего лишь 3,2%. Для сравнения: в ВВП Турции она достигает 13%, Таиланда - 22%, Египта и Испании -15%, Мальдив - 40%. 

«Нужно увеличивать вклад туризма в ВРП округа в 5-10 раз, но, чтобы приблизиться к уровню Турции, в СКФО нужно ещё 45 тысяч номеров в гостиницах, - говорит Михаил Чернышов. - Сейчас их около 29 тысяч на весь округ, тогда как в одном только Краснодарском крае 73 тысячи.  В среднем на один номер требуется 10 млн рублей, соответственно, только дополнительный номерной фонд обойдётся в 450 млрд рублей. Кроме того, нужна инфраструктура. Проще говоря, в туризм нужно вложить триллионы рублей, чтобы он начал «кормить Северный Кавказ».

Доцент кафедры физической и социально-экономической географии СОГУ Заира Дудаева напоминает, что в советские годы туризм в Северной Осетии был очень важной отраслью.

«Более 2 тыс. жителей ежегодно обслуживали более миллиона туристов и 600 тыс. экскурсантов, - говорит она. - Распад СССР привёл к развалу туристической инфраструктуры. Большинство турбаз закрылись или находятся в состоянии консервации. Поэтому, думаю, 25-30 млрд руб. на восстановление туризма в СКФО не так уж и много».

В то же время эксперт считает, что туризм для экономики региона не панацея. «Целесообразно развивать агропромышленный комплекс, восстановить бывшие перерабатывающие заводы, стеклотарное производство, электронную промышленность, - говорит Заира Дудаева. - Наличие твердопородных лесов даёт перспективу производству мебели и строительных материалов. Питьевая и минеральная вода - хорошая основа для выпуска безалкогольных напитков».


Комментарий

Руководитель экспертного совета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Моисей Фурщик:

«Уже потраченные на курорты 36 млрд рублей – это значительная цифра по российским масштабам. Для сравнения: на ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» было израсходовано всего около 25 млрд руб. из федерального бюджета. На эти деньги было создано 45 кластеров в 35 регионах.

У туризма в СКФО и в России в целом большой потенциал. У нас он составляет всего 4% от ВВП, тогда как вклад этой отрасли в мировой ВВП превышает 10%. Туризм положительно влияет на развитие смежных отраслей. Но только за счёт него поднять экономику нереально».