По долгу отца. Братья Яшкуновы намерены предотвратить двойное взыскание

Алексей Яшкунов возмущён процессуальными нарушениями. © / Братья Яшкуновы / Из личного архива

Компания «Аквамарин» в арбитражном суде выдвинула претензии на одно и то же имущество одновременно в двух процессах о банкротстве, сообщили Сергей и Алексей Яшкуновы - сыновья создателя бывшего стекольного холдинга «ЮгРосПродукт» на Ставрополье.

   
   

Новые притязания

С 2019 года громкая история о банкротстве ООО «ЮгРосПродукт» в СМИ системно не освещалась.

Отчасти это связано с уходом из жизни создателя двух стекольных производств в Новоалександровске и Красногвардейском Алексея Григорьевича Яшкунова и его супруги в 2021 году.

Тем временем уголовный суд по статье 196 УК РФ о преднамеренном банкротстве, ответчиком по которому выступил бывший руководитель «ЮгРосПродукт» Сергей Гуляев, завершился 22 апреля 2022 года. Суд признал Гуляева виновным и вынес приговор о лишении свободы на три года, но с одновременной амнистией в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и снятием судимости.

Стекольные заводы приобрели новые владельцы, на одном из двух заводов частично возобновлена работа.

Сейчас в Арбитражном суде Ставропольского края идёт разбирательство по двум арбитражным делам: № А63-2758/2019 о банкротстве физического лица Яшкунова Алексея Григорьевича и № А63-8818/2019 о банкротстве ООО «Гелиос» - стекольного производства, поступившего под конкурсное управление ещё в 2018 году.

Инициатор обоих процессов - не раз упоминавшееся в СМИ ООО «Аквамарин». Это оффшорная компания, выступившая правопреемником первоначального владельца долга - банка «Уралсиб». Она претендует на имущество не только самих братьев, а косвенных родственников.

   
   

Логика хромает

Алексей Яшкунов-младший говорит, что требования «Аквамарина» основаны на косвенных материалах завершившегося уголовного дела.

«Не на выводах, не на приговоре уголовного суда, а стартовых и промежуточных материалах обвинения. Они уже были всесторонне рассмотрены, причём исключительно скрупулёзно. И вдруг их вновь берут за основу. И процесс идёт так, как будто никому не заметен этот логический сбой и стоящий за ним правовой разрыв», - протестует Алексей.

В приговоре уголовного суда сказано, что в предъявленном по ст. 196 УК РФ обвинении не содержатся выводы о том, что какое-либо имущество «ЮгРосПродукта» было похищено и впоследствии оформлено на родственников и иных подставных лиц. Указывается, что всё имущество по судебным актам возвращено на баланс компании и составляет конкурсную массу, из которой в результате торгов будут погашаться убытки потерпевшим.

«Алексею Яшкунову и Сергею Гуляеву не вменяли статью 174.1.УК РФ о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества», - говорится в приговоре.

Добавляется, что все лица, на имущество которых во время уголовного суда был наложен арест, также не привлекались к ответственности по ст. 174.1 УК РФ, поэтому ограничения на сделки сняли.

И вот арест снова наложен по двум арбитражным делам на всё семейное имущество, включая не только единственное жильё братьев-бизнесменов, но и всех родственников.

Дарить не сметь?

Логика истцов доходит до нелепости. Алексей Яшкунов 20 лет назад, на 18-летие, получил от родственников в подарок деньги, на которые позже приобрёл коммерческую недвижимость. Теперь «Аквамарин» на основе предположений заявляет в суде, что подаренные деньги принадлежали главе семьи, а не родственникам, и подлежат взысканию.

Сергей Яшкунов настроен защищать непричастных к долгу отца. Фото: Из личного архива/ Братья Яшкуновы

Логический сдвиг заметен в доводах «Аквамарина», и когда они пытаются оспорить договор дарения, предполагая, что у получателя дара было недостаточно собственных средств.

«Это звучат вообще странно и юридически непрофессионально, так как дарение безвозмездно по существу и не требует от сторон каких-либо предварительных условий», - аргументирует Сергей Яшкунов.

Он рассказывает, что «Аквамарин» задаёт в суде вопросы, игнорирующие очевидную простоту сделки дарения, пытаясь оспорить саму свободу дарителя.

«Почему мать решила подарить собственность своей дочери, а не кому-то ещё? Даёт ли она советы, как пользоваться этим имуществом? Попробуйте ответить на такие вопросы. Ощутите внутренний протест. А мы вот имеем дело с такой формулировкой в судебных материалах, как «отсутствие разумного объяснения о целесообразности дарения», - говорит Сергей.

Воскресили данные покойного

Более десятка противоречий в аргументации «Аквамарина» были изложены в апелляционной жалобе на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 11 июля 2023 года.

В этом перечне - отказ суда в применении последствий пропуска сроков исковой давности по оспариваемым сделкам начиная с 2004 года; отказ о прекращении производства в связи со смертью должника; не подтверждённый аргумент о финансовой зависимости ответчиков; признание факта дарения признаком недобросовестного поведения должника.

Яшкуновы обращают внимание суда, что вся имущественная масса присутствует, никаких попыток перепродажи нет, что свидетельствует о конструктивном настрое братьев. А вот требования «Аквамарина» ведут к двойному взысканию.

«Притязания на имущество нашей двоюродной сестры идут как в процессе о банкротстве нашего отца в качестве физлица, так и в рамках ещё не завершившегося процесса о банкротстве «Гелиоса», - подчёркивает Сергей Яшкунов.

Братья сообщили, что часть имущества, которое решением Арбитражного суда Ставропольского края отошло к кредиторам, оказалось оформлено на имя три года как покойного главы семьи: задействованы паспортные данные и СНИЛС Алексея Григорьевича Яшкунова.

«Мало того, что человека нет в живых, так ещё и имущество никогда на него оформлено не было! Любой юрист скажет, что это запредельно», - поражаются сыновья покойного.

На вопрос о дальнейших планах Сергей и Алексей Яшкуновы ответили, что сосредоточены на развитии производств в ДНР и участии в восстановлении новых регионов.