До электромобилей не дойдёт? В СКФО банкротятся даже обычные автозаводы

На заводе "Чеченавто" надеются, что заказов станет больше. © / "Чеченавто"

Эксперты над главой Невинномысска Михаилом Миненковым, предложившим Илону Маску выпускать электромобили в городе химиков, посмеялись. Скепсис объяснили тем, что в СКФО в XXI веке созданы три автозавода, и все обанкротились. Ситуацию изучил «АиФ-СК».

   
   

Ждут заказчиков и покупателей

Единственный в Ставропольском крае автомобильный завод «Ставропольавто» за недолгий срок работы в 2017-2018 годах успел выпустить лишь 2,5 тысячи автомобилей китайской марки GreatWallHover, хотя был рассчитан на 100 тысяч автомобилей в год. Власти края предлагали организовать в его корпусах индустриальный промышленный парк. Подобный опыт уже есть: на месте бывшего завода автоприцепов в Ставрополе работают десятки мелких и средних предприятий. Однако идея не была реализована. Как объясняют в региональном министерстве энергетики, промышленности и связи, обанкроченное предприятие ждёт заказов.

«Интерес к организации автосборки на мощностях завода «Ставрополь Авто» проявляют несколько зарубежных автомобильных компаний, - рассказали в пресс-службе министерства. - Само предприятие признано банкротом, весь его имущественный комплекс находится в залоге у ПАО «Московский индустриальный банк». Вопрос о возобновлении производства решается между компанией-инвестором, руководством банка и конкурсным управляющим. Министерство не может влиять на их решения, но готово оказать содействие в случае реализации инвестпроекта».

Учредителями ставропольского автозавода значатся Ахмет Сугаипов и Мухадин Дерев - представитель семьи Деревых, которые основали в Черкесске автозавод Derways, зашифровав свою фамилию в его названии. Это предприятие выпускало китайские автомобили Lifan, Geely, Chery и Haima и тоже остановилось в 2018 году. Налоговики предъявили ему претензии в уклонении от уплаты налогов. МВД по КЧР объявило в розыск директора Хаджи-Мурата Дерева. Это сообщение до сих пор висит на официальном сайте ведомства.

Завод же вместе с оборудованием и спецтехникой выставили на торги. По данным сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве, он стоит около полутора миллиардов, хотя до банкротства эксперты оценивали его в 24 млрд рублей. Аукцион назначен на первое июля.

Автосоциальный проект

«Чеченавто», в отличие от ставропольского и черкесского заводов, работает. Но это предприятие, расположенное в городе Аргун, тоже прошло через банкротство. В первоначальном ОАО назначен конкурсный управляющий, а производственные линии перешли к новому юрлицу - ООО «Чеченавто». Оно выпускает по пять тысяч автомобилей марки «Лада Гранта» в год при плановой мощности 30 тысяч.

«Объёмы зависят от договора поставки и сборки, который мы заключаем с «АвтоВАЗом» ежегодно. Максимум собирали до шести тысяч автомобилей в год, - рассказали на предприятии. - В 2019 году объём сократился, так как «АвтоВАЗ» недополучал прибыль из-за затрат на транспортировку комплектующих в Аргун».

   
   

По словам представителей завода, он существует как социально-экономический проект.

«АвтоВАЗ» стал собственностью альянса «Рено-Ниссан-Мицубиси», в котором понимают, что преференции со стороны федеральной власти зависят от реализации социально значимых проектов в России», - пояснили производственники.

Чеченский завод дилерской сети не имеет, поэтому готовую продукцию сдаёт на склад головной компании. Продают эти автомашины в основном на Юге России. Спрос на автомобили после пандемии начал восстанавливаться, и, возможно, объёмы производства в Аргуне вырастут.

Впрочем, стоявший у истоков «Чеченавто» и работавший на руководящих должностях крупнейших автозаводов России Тимур Хубаев считает, что ни один из автомобильных инвестпроектов в СКФО не состоялся.

«Все предприятия - банкроты. Ставропольскому заводу, фантастически скомпованному, не помогли даже китайские инвесторы. На автопроме Северного Кавказа можно ставить точку», - уверен он.

Невинномысск, по его словам, планировали включить в автомобильный кластер, но оказались невостребованными даже построенные заводы.

«Что касается заявления мэра города в адрес Илона Маска, то это просто попытка хайпануть, - говорит Тимур Хубаев. - Выпускать здесь автомобили Tesla смысла нет: они дорогие, и узок круг людей, которые могут их себе позволить. Кроме того, для них нет инфраструктуры - заправок. Время этого транспорта у нас ещё не пришло».


Между тем

В Ставрополе уже три недели работает первая в крае общедоступная заправка для электромобилей. По словам её хозяина Али Магомедова, горожане заряжают здесь машины «Ниссан-лифа», «Ауди е-трон», «БМВ i3». У них, в отличие от Tesla, слабые аккумуляторы, поэтому они долго стоят на «заправке». При полном заряде проезжают около 100 километров, поэтому для дальних поездок не годятся, так как по пути могут остаться без «топлива». Недавно Али организовал автопробег на электромобилях, в котором приняли участие почти все местные машины такого типа: 18 из Ставрополя и пять из Невинномысска. Хозяева заряжают их дома от обычных розеток.

«Надеюсь, моя заправка подтолкнёт людей к решению приобрести электромобиль, ведь у нас развитие этого экологически чистого вида транспорта упирается в отсутствие заправок, а заправки не строят из-за небольшого количества автомобилей. Хочется разорвать этот замкнутый круг», - говорит Али.