Малый, средний, молодежный. Появится ли на Кавказе своя модель экономики

Своим мнением с читателями «АиФ-СК» поделилась профессор Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования Высшей школы экономики (Москва).

   
   

Обозначить приоритеты

– Ирина Николаевна, экономического прорыва на Северном Кавказе не случилось. Почему? Деньги-то вложены немалые?

– Масштабные инвестиционные проекты у нас в России не работают, особенно если они не учитывают специфику региона и не имеют чётко сформулированной цели. Формально, все стратегические документы, расписывающие развитие северо-Кавказского региона, имеются. Но долгосрочные приоритеты не обозначены. Необоснованно высокие финансовые вливания со стороны федерального центра в такой ситуации приводят к негативным последствиям: растут надежды на помощь «сверху», заинтересованность в создании собственных зон развития снижается. Непрозрачность бюджетной системы не позволяет оценить результативность этих трат. Неравномерность распределения дотаций между республиками Северного Кавказа тоже имеет важное значение. Следовало бы оценить эффективность бюджетных расходов в округе и в каждом из его субъектов в отдельности. Какие цели ставились? какими способами достигались? То есть своего рода «аудит эффективности», позволяющий откорректировать стратегические и оперативные планы социально-экономического развития, сделать их действующими.

Курс на экстрим

Досье
Ирина Ильина, доктор экономических наук. Сфера профессиональных интересов ­ региональное и пространственное развитие, стратегическое и территориальное планирование, урбанистика, экология. Увлекается фотографией, туризмом и путешествиями.
– Вы назвали проект «Курорты Северного Кавказа» весом в 700 млн рублей малореальным. В чём его минусы? И в каком направлении двигаться экономике Северного Кавказа?

– Курортный проект – яркий пример неэффективного расходования бюджетных средств на недостижимые цели. При всей масштабности планов поток туристов на Северном Кавказе пока исчисляется несколькими десятками тысяч. При этом туристско-рекреационный потенциал региона достаточно высок. Гораздо проще и дешевле поддержать уже действующие курорты, имеющие имя и репутацию, чтобы они соответствовали современным требованиям, и постепенно двигаться дальше.

Если число предложений на туристско-рекреационном рынке региона резко увеличится, конкурентоспособность уже существующей системы может снизиться. Спрос в этой отрасли нестабильный, поэтому надо формировать устойчивый контингент «своих» туристов, ориентируясь в первую очередь на россиян. Привлекательным может стать направление «экстрим-туризм», сочетающееся с пока ещё устоявшимся имиджем Северного Кавказа как опасного региона. Расширение туристической отрасли надо очень тщательно и комплексно планировать, включая транспортную доступность, сервис, рекламу, ориентированную на разные категории туристов, в том числе и на местных жителей.

– Федеральная здравница Кавминводы сегодня развивается в ущерб санаторно-курортной специфике. Точечная застройка, строительство в зонах горно-санитарной охраны, нередко – в парковых зонах и даже вблизи источников минеральной воды…

   
   

– Непродуманная застройка курортных и парковых зон – это огромная проблема нашего времени. Большинство регионов РФ, стремясь привлечь инвестиции, с лёгкостью жертвуют природными богатствами. Но такие потери – невосполнимы. Между тем в мире уже сформирован алгоритм действий при освоении уникальных природных территорий. Их разбивают на зоны (вплоть до полного запрета хозяйственной деятельности). Оценивают воздействие на окружающую среду. С участием местных жителей обсуждают разные варианты решений. При этом вокруг ценных природных объектов может формироваться вся необходимая инфраструктура, туристов привлекает именно природная уникальность. На этом основана успешность туристско-рекреационных центров мирового масштаба. В Перу, к примеру, проезд к легенде Мачу-Пикчу – элемент туристического шоу.

Уникальный регион

– На что стоит обратить внимание новому полпреду, принимая экономические решения? Или это прерогатива министерства по делам Северного Кавказа? Насколько оправдано разделение функций?

– Федеральные власти пытаются найти новые механизмы управления регионами: пока нет идей в отношении новой государственной региональной политики, появляются неожиданные конструкции по работе с приоритетными регионами. Сначала – Дальний Восток, потом – Крым, теперь – Северный Кавказ.

Цель – повысить эффективность использования всех ресурсов: человеческих, финансовых, природно-экологических, культурных. Чтобы изменить ситуацию в регионе, нужна сильная власть, но при этом – более открытая, ответственная, понятная и подотчетная населению, работающая на общество.

Кавказ во многом уникален: низкая степень урбанизации, молодое активное население, сильные национальные традиции. Задача нового министерства – отталкиваясь от этнокультурных, природных, исторических особенностей, сформировать новую модель экономики региона, активизировать малый и средний бизнес, молодёжное предпринимательство, возродить ремесленные и сельскохозяйственные традиции. Все регионы России конкурируют за человеческий капитал, а молодежь Северного Кавказа, сталкиваясь с дефицитом рабочих мест, уезжает. Успешность работы министерства по Кавказу во многом зависит от того, как будет осуществляться молодежная политика.

Смотрите также: