Алчность торговцев и санкции Запада? Почему дорожают товары на Ставрополье

Цены неприятно удивляют покупателей. © / Анна Учаева / АиФ

Ценники в ставропольских магазинах продолжают огорчать покупателей - рост, может, и замедлился, но не прекратился. По данным Северо-Кавказстата, в апреле по сравнению с мартом лук в крае подорожал на 20,2%, морковь - на 18,5%, молоко - на 3,5%. Другие продукты тоже продолжают расти в цене. Почему это происходит, разбирался «АиФ-СК».

   
   

Покупают за 30, продают за 100

Куриные яйца - один из немногих неподорожавших продуктов, если верить статистике. Однако председатель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин сообщил, что производители яиц попросили антимонопольную службу проверить ценообразование на их продукцию. По словам птицеводов, ретейлеры вынуждают их продавать яйца по более низкой цене, чем раньше, при этом на полках магазинов стоимость не уменьшается.

Представитель одной из птицефабрик края рассказал «АиФ-СК», что раньше при оптовых закупках федеральные сети платили 67 рублей за десяток, теперь - 30 (при себестоимости почти в 50 рублей). При этом посетителю магазина яйца по-прежнему обходятся в 80-110 рублей.

О жадности сетевиков говорят производители и других продуктов, в частности лука, который стал лидером подорожания.

«За несколько лет мы сократили площади производства лука с 1000 га до 120. Причина - проблемы со сбытом. Из-за перехода сетей на закупку импортного лука у нас в прошлом году пропало 3,5 тыс. тонн продукции», - говорит учредитель компании «Агро» Игорь Баранов.

Он констатирует, что сейчас выросла себестоимость лука за счёт подорожания семян, удобрений, химикатов, упаковки. По словам Баранова, похожая ситуация и у других аграриев, а рост цен в магазинах может быть связан не с дефицитом местной продукции, а с логистическими проблемами при доставке импортной.

«Спасибо, что есть в наличии»

На цены влияют и нынешние санкции, из-за которых некоторые составляющие производства стали дефицитом, их привозят обходными путями, что обходится дороже и отражается на конечной стоимости.

   
   

«Возьмём, к примеру, молочную продукцию: 60% себестоимости - это сырье, 40% - затраты на упаковку, логистику, электроэнергию, зарплаты, закваски. С сырьём сейчас проблем нет. А вот по остальным пунктам - сплошной рост цен», - объяснил представитель одного из ставропольских молзаводов Дмитрий, не пожелавший назвать свою фамилию.

По его словам, ещё в начале марта резко подорожала упаковка, в частности ПЭТ-бутылки - в полтора раза. Производятся они в России, из отечественного сырья. Но, поднимая цену, поставщики сослались на падение рубля.

«Сейчас рубль вырос, а стоимость к прежнему уровню так и не вернулась. Но российская ПЭТ-упаковка хотя бы имеется в наличии, а с импортными проблемы посерьёзнее. Чтобы перейти на другую упаковку, нужно полностью менять оборудование, а это миллионы рублей и месяцы ожидания. Насколько я знаю, некоторые небольшие заводы в других регионах уже закрылись - не потянули расходы», - говорит Дмитрий. 

Подорожали и запчасти для оборудования иностранного производства. Некоторые приходится закупать обходными путями, что добавляет расходы. Российских аналогов нет. Выросли расходы на обслуживание транспорта.

«На нашем заводе грузовые авто проезжают по 30 тыс. км в месяц. После 15 тыс. нужно проходить техобслуживание, а раз в полтора-два месяца менять резину. Всё это, как и стоимость горюче-смазочных материалов, подорожало на 15-20%», - перечисляет Дмитрий.