Отсекли голову, засыпали известью. Кто обезобразил труп женщины в Ингушетии?

Останки женщины заметил сборщик шиповника. © / wirestock / ru.freepik.com

Эксперты пытаются установить личность женщины, расчленённое тело которой нашли в Назрани 3 декабря. Скорее всего, её убили родные, так как до 80% таких преступлений совершается близкими мужчинами. А судя по тому, что сделали с трупом, это могло быть «убийством чести», то есть расправой над скомпрометированной родственницей. Подробности - в материале «АиФ-СК».

   
   

Загадка для следователей

Человеческие останки на пустыре в Альтиевском округе Назрани случайно обнаружил сборщик шиповника. Он тут же позвонил в полицию. На место выехали следователи и криминалисты. Оказалось, что это труп женщины, лишённый головы и кистей рук. Сверху он был присыпан едкой известью.

«Во-первых, так труп быстрее разлагается, поскольку известь - это щёлочь, во-вторых, меньше вероятность, что дикие животные, бродячие собаки раскопают. Определить, сколько тело пролежало в земле, эксперты пока не могут», - сообщил источник «АиФ-СК» в правоохранительных органах республики.

Возбуждено дело об убийстве, сборщик шиповника допрошен. Но работу следствия сильно затрудняет отсутствие  кистей и головы. Они помогли бы сравнить её внешние данные и отпечатки пальцев с данными базы без вести пропавших или якобы сбежавших и разорвавших связи с родственниками жительниц республики.

«Затем следственные органы назначат генетическую экспертизу, чтобы подтвердить родство (мать, отец, братья/сестры), - пишет телеграм-канал «Розыск Ингушетия».  А дальше дело за малым: как показывает общемировая практика - 80% убийств женщин (особенно у нас на Кавказе) совершается близкими родственниками-мужчинами (отец, брат, муж, дядя), называется это «убийствами чести». На самом деле подобные убийства ничего общего с честью не имеют. Допросы, полиграфы, очные ставки и прочие следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, позволят пролить свет на это убийство и привлечь убийцу к ответственности».

Убийство как традиция

Убийствами чести на Кавказе называют самосуд над оступившимися или даже просто заподозренными в чём-то греховном девушками и женщинами. Как рассказывала «АиФ-СК» президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем, соавтор доклада «Убитые сплетнями» «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова, чаще всего такие преступления происходят в наиболее исламизированных регионах СКФО - Чечне, Ингушетии и Дагестане.

По её словам, там само общество одобряет такие расправы. Многие находят объяснение насилию над женщинами в адатах или исламе. Но, по утверждению Сиражудиновой, никаких «убийств чести» в древности не было, это «неотрадиционализм».

   
   

Статистику, говорила эксперт, собрать сложно, потому что часто женщины просто пропадают без вести, либо объявляются переехавшими в другой регион.  Родственники часто и не ищут их. А если дела доходят до суда, то преступники получают минимальные сроки.

Большое всероссийское исследование о домашнем насилии «Близким лицом близкому лицу», по которому изучались приговоры судов с 2011 по 2019 год, показало, что на  Северном Кавказе уровень домашнего насилия низок. Ингушетии на карте, составленной исследователями, не было вообще. В Чечне за 8 лет суды рассмотрели 7 дел об убийствах и умышленном причинении смерти женщинам близкими, в Северной Осетии - 9, в КБР и КЧР - по 19, в Дагестане  - 36. Больше всего жертв оказалось в казачьем Ставропольском крае - 144. Однако авторы исследования признали, что официальная статистика может не соответствовать реальной картине «из-за замалчиваний и неадекватного следствия».

Кто из пропавших?

По официальной статистике за прошлый год, в розыске в Ингушетии значились 202 человека, но сколько из них женщин и сколько разыскивали за преступления - не уточнялось. Установлены были 93 человека, в том числе 10 пропавших без вести и один ранее не опознанный труп, без конкретизации пола.

На форуме регионального отделения «Лизы Алерт» в числе разыскиваемых - только мужчины.

Пропавших без вести женщин периодически объявляют в розыск МВД и СКР по республике. Так в мае 2023 года пропала 29-летняя жительница Карабулака Зарина Нагоева. Она была инвалидом второй группы, говорила невнятно. Ушла в кофте бежевого цвета с длинным рукавом, в чёрной длинной юбке и белых кроссовках.

В мае 2022 года в Назрановском районе пропала девушка, которую дважды украл возлюбленный, а родственники оба раза вернули домой. Потом жениха нашли с огнестрельным ранением. В СКР выдвинули версию, что с парнем расправился брат невесты. «Установлено, что преступление совершено на почве неприязненных отношений, возникших в связи с похищением потерпевшим с целью вступления в брак сестры подозреваемого», - говорилось в официальном сообщении СУ СКР по республике.

Тогда же появилось объявление в розыск 24-летней Залины Боковой из Сунженского района Ингушетии. Говорилось, что в день исчезновения в селении Алхасты она была в хиджабе чёрного цвета.

В 2019 году в республике пропали 33-летняя Элеонора Оздоева,18-летняя Луиза Хамхоева, 26-летняя Танзила Арсамакова. Сообщений, что они нашлись, не было.

Пропавшие в 2019 году. Фото: Пресс-служба МВД по Ингушетии