«Они мои девушки». За что на КПП «Верхний Ларс» задержали юных дагестанок?

Брат, приехавший на КПП, заявил, что носил беглянок на руках. © / t.me/sksosorg / Кадр из видео

Четыре сестры из дагестанского села Хаджалмахи с трудом прорвались в Грузию после того, как в ситуацию с их восьмичасовым задержанием вмешался североосетинский омбудсмен. На российском пункте пропуска их пытались вернуть домой родственники, от насилия которых, по словам девушек, они и бежали. Подробности - в материале stav.aif.ru.

   
   

Подальше от побоев и замужества

Будничная процедура проверки документов на КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе обернулась для четырёх юных дагестанок восьмичасовым задержанием.

Родные сёстры Хадижат и Патимат Хизриевы, а также их троюродные сёстры Аминат Газимагомедова и Патимат Магомедова, младшей из которых 18 лет исполнилось в августе, а старшей - 24 года в мае, бежали от родных.

Им помогала правозащитная организация, которая спасает жертв семейного насилия на Кавказе. Она же освещала происходящее в своём телеграм-канале.

Защищать права задержанных приехала адвокат Лейсан Маннапова. Но её саму едва не привлекли к ответственности за хулиганство - силовикам не понравился её возмущённый тон.

Пока девушки ожидали решения своей судьбы, на помощь прибыли журналисты, и в мессенджерах и СМИ распространилось их обращение. Они рассказали, что подвергались побоям, им не позволяли получать образование и собирались насильно выдать замуж. Одной из девушек грозил брак с двоюродным братом. Также не разрешали жить отдельно от родственников.

Кроме того, в правозащитной организации указали, что девушки в детстве пережили женское обрезание - вредный для здоровья обряд, который в некоторых сёлах Дагестана до сих пор проводят, чтобы снизить сексуальность.

   
   

«Возможно, это наше последнее видео. Возможно, нас вернут им. Огромная вероятность, что нас убьют», - предупредили девушки.

В подтверждение своих слов чуть позже они обнародовали снимки Патимат Магомедовой 2019 и 2021 года. На них, по её словам, следы побоев, нанесённых братом и матерью, которая подозревала дочь в недостаточной религиозности. На одном фото - огромный кровоподтёк на ноге, на втором - окровавленное лицо.

«Мозг перевернули»

Из Дагестана на КПП приехали мать и брат сестёр Хизриевых.

«Я этих девочек на руках носил в детстве», - заявил мужчина.

«Они говорят, что вы их избивали и угрожали убить», - парировала адвокат.

«Пускай скажут, что я их хоть пальцем тронул», - возмущался в ответ родственник.

В то же время журналисты дозвонились до Гаджимурата Хизриева - отца Хадижат и Патимат. Одним он коротко заявил, что в этой ситуации переживать надо не за девушек, а за их семью. А в разговоре с известной феминисткой Светланой Анохиной объяснил, почему настаивает на их возвращении.

«Они мои девушки. Я для них хочу всё хорошее, - сказал он. - Им просто мозг перевернули. Аминат, старшая, мозг перевернула им троим. Скажите, чтобы они вернулись. Если нет - они всё равно вернутся, только потом проблемы будут, я имею ввиду, лишнее время пройдёт».

Встречное заявление

Правозащитники поставили в известность о происходящем на КПП омбудсмена Дагестана Джамала Алиева, а он - своего коллегу в Северной Осетии Тамерлана Цгоева. Тот поехал на границу и выяснил, что девушек обвиняют в краже денег. Заявление успели написать родственники.

В ответ беглянки сами пожаловались в полицию на угрозу их жизни со стороны близких.

В это время Цгоев, как он рассказал в своём телеграм-канале, решал «вопрос о правовом статусе девушек» с пограничниками, сотрудниками МВД, коллегой их Дагестана, представителем Совета по правам человека при Президенте РФ, адвокатами и журналистами.

«Девушек обеспечили едой и водой, - написал омбудсмен. - Они обвиняли родственников в побоях. После написанного девушками заявления в МВД об угрозе их жизни и здоровью со стороны родственников было принято решение пропустить их через границу в сторону Республики Грузия. Грузинская сторона приняла девушек. Там их ждали волонтёры».

На самом деле переход на грузинскую сторону ещё не означал спасения, так как на той стороне беглянок могли встретить другие родственники. Но всё обошлось, дагестанок переправили, по словам правозащитников, в безопасное место.