Умерла сама или убили? Следователи эксгумировали тело молодой мамы в Чечне

Муж Мадины утверждает, что его в момент смерти жены дома не было © / ЧГТРК "Грозный" / Кадр youtube.com

Останки 23-летней жительницы Гудермеса, похороненной 12 июня, направили на судебно-медицинскую экспертизу. СКР проводит проверку сообщений о том, что девушка могла стать жертвой домашнего насилия. В ситуации разбирался «АиФ-СК».

   
   

Под покровом ночи

Видео странных ночных похорон разлетелось по Сети сразу же, как они завершились – 12 июня. Вслед за ним в мессенджерах пошли гулять голосовые сообщения: якобы мать троих детей Мадина Умаева погибла от рук своего мужа.

В этом с самого начала была уверена мама девушки и её родные. А теперь и значительная часть общественности в республике и даже за её пределами.

По словам родственников, Мадина, выданная замуж в 16 лет, не раз жаловалась на побои. И даже уходила от мужа. Но её всегда уговаривали вернуться. В первую очередь из-за детей, они в случае развода остаются с папой, таковы традиции.  

В день гибели молодой мамы у неё случился конфликт со свекровью. Девушка купила на «детские» телевизор и одежду детям, чем вызвала её неудовольствие. Что происходило дальше, теперь предстоит установить следствию. Достоверно известно лишь то, что в 17.30 в скорую поступил звонок. Бригада медиков прибыла по вызову и констатировала смерть девушки. А через несколько часов погибшую похоронили.

Матери - Хутмат Давлетмирзаевой - о смерти дочери сообщили в последний момент. Когда она примчалась в Гудермес из соседнего Аргуна (города расположены в 20 км друг от друга), умершая уже была готова к погребению.

«Тело было завёрнуто в саван, я видела только лицо», - рассказала потом Хутмат.

   
   

Несмотря на мольбы матери подождать до следующего дня, и дать ей возможность побыть до утра рядом с телом дочери, Мадину похоронили ночью.

Именно этот факт и убедил широкую общественность, что дело нечисто. Жители республики пишут в комментариях, что так поступали только во время чеченских войн, когда при свете дня опасно было что-то делать из-за обстрелов и бомбёжек.

Прокурор ЧР Шарпудди Абдул-Кадыров поручил руководителю регионального следственного управления провести процессуальную проверку по информации в соцсети.

«Из публикаций усматривается, что убийство совершено супругом погибшей на почве возникших неприязненных отношений», - сообщила пресс-служба надзорного ведомства.

Местная телекомпания подготовила большой сюжет об этом деле, опросив всех участников истории. Однако он, похоже, ещё больше подлил масла в огонь.

Муж погибшей в эфире заявил, что его даже дома не было в тот момент. Свекровь подтвердила, что размолвка с невесткой из-за нерациональной (с её точки зрения) траты денег, действительно была, но это никак не связано со смертью девушки. Версия семьи, в которой жила Мадина, - у молодой женщины случился приступ эпилепсии, она упала, ударилась и умерла.

Фельдшер скорой, осматривавший погибшую, заявил, что пульса не было, но признался, что видел только лицо и руки-ноги. Участковый сказал, что если бы кто-то намекнул, что смерть могла быть насильственной, начали бы проверку, отправили тело на экспертизу. Имам местной мечети, проводивший обряд захоронения, спешку объяснил коронавирусом и жарой.

Сюжет поднял новую волну возмущения.

«У нас это первое лето в Чечне? Или раньше люди в жару не умирали?» - слова имама вызвали шквал критики.

«Ночью хоронят, когда что-то хотят скрыть», - уверены комментаторы.

Многие сокрушаются о горькой доле чеченских женщин.

«В нашей республике женщина очень незащищённая. Если она напишет в полицию на мужа, её посчитают выносящей сор из избы, сплетницей, ну, вы сами знаете, как и чем это может ей обернуться. Выхода нет. Я лично боюсь за своих дочерей, они растут такими счастливыми, беззаботными, и как только попадут в чужую семью – всё, начнётся ад. Ничего, кроме унижения, наши женщины не видят. Я не говорю, что все такие. Не травите меня тут за это. Но я поставила себя на место этой матери, и мне страшно за своих дочерей», - пишет жительница Чечни.

«Эпилепсией не болела»

За резонансным делом с первых дней следят общественники. В том числе известная правозащитница Хеда Саратова.

«Не дай Аллах ни одной матери пережить то, что переживает сегодня жительница Аргуна Хутмат Давлетмирзаева. У неё умерла дочь Мадина - молодая мама троих детей. Умерла, оставив после себя целый шлейф самых противоречивых разговоров и домыслов. Молодая женщина, в нарушение всех мусульманских ритуальных норм захоронения, была предана земле после захода солнца, а точнее ночью, что и вызвало основное подозрение и сомнение у матери усопшей, её родственников, знакомых, и просто жителей в республике и за её пределами. (Религиозные нормы предписывают не откладывать похороны, прямого запрета на совершение обряда ночью не существует, но в республике, и в целом на Кавказе, после захода солнца хоронить не принято. - ред.). Такие дела нужно тщательно расследовать. Прежде всего народ хочет услышать членораздельный ответ, почему религиозный деятель, ответственный за соблюдение нормы и времени предания земле усопшей, эти нормы и время нарушил. Следующий вопрос, почему матери и отцу Мадины не показали дочь, как это принято в таких случаях?» - написала она в своём Instagram-аккаунте.

По словам Саратовой, девушка умерла, «унося с собой ещё одну жизнь».

20 июня утром следком эксгумировал тело Мадины Умаевой и отправил его на экспертизу. Судмедэксперты должны установить причину смерти. Официальных результатов исследования ещё нет. Но интернет уже полниться новыми слухами, в том числе самыми жуткими: дескать, когда умершую вынули из могилы, она была вся в крови, и более того, якобы есть уже данные о том, что скончалась девушка уже после того, как была захоронена.

22 июня Хеда Саратова побывала у матери погибшей и выложила на своей странице запись фрагмента беседы с ней.

«Я просто хочу знать, что стало с моей дочерью. Она была здорова, не болела ни эпилепсией, ни другими хроническими заболеваниями», - говорит Хутмат.

«АиФ-СК» следит за развитием ситуации.