«Мы занимаемся геномной селекцией, которая включает несколько направлений, - рассказал генеральный директор селекционно-генетического центра в Воронеже Роман Бердников. - Одно из них - генетическое модифицирование. Оно проводится так: берём геном одного организма и вставляем в него чужеродный геном. Допустим, в ген томата добавляем ген акулы и получаем устойчивость этого вида томата к определённому заболеванию.
Второе направление - генетическое редактирование, при котором в геноме организма добиваются изменений на уровне азотистых оснований - тимина, аденина, гуанина, цитозина, - из которых собирается двухцепочная ДНК. Каждое основание на определённом месте отвечает за признак или свойство. Когда мы меняем их местами или удалям, тоже получаем признак - устойчивость к какому-либо заболеванию, не привнося геном извне. Именно такие исследования мы сейчас проводим в лабораториях по государственной программе «Развитие генетических технологий». В мире по-разному относятся к генетическому редактированию: в США оно разрешено, в Европе относится к ГМО и запрещено. В России вопрос пока обсуждается, и в дальнейшем на законодательном уровне будет решено, что называть ГМО.
Также в геномную селекцию входит маркероориентированная селекция. При этом мы не вносим изменения в геном, а отбраковываем растения с генами, отвечающими за лишние признаки. Например, есть ген, отвечающий за цветушность свёклы, из-за которого она даёт стебель с семенами в первый год вегетации. Этого не должно быть, потому что нам важно получить корнеплод, поэтому оставляем растения без этого гена».