Почему в Северной Осетии 21 ноября объявили нерабочим днём?

Категория:  Общество

Какой праздник отмечают в республике в этот день?

   
   
Ответ эксперта

Власти Северной Осетии ещё в 2018 году подписали закон о признании нерабочим понедельника, приходящегося на последнюю полную неделю ноября. Это связано с национальным праздником Уастырджи (Джеоргуыба), который каждый год начинают отмечать в этот день.

Уастырджи - особо почитаемый в Северной Осетии святой, который считается покровителем мужчин, включая воинов и путников. Наиболее известный памятник ему расположен в Цейском ущелье и будто вырастает из скалы.

«Найти корни этого праздника очень сложно. Осетины отмечают его столько лет, сколько себя помнят, - говорит заведующий отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Федар Таказов. - Даже в советское время, когда власти боролись с религией и отжившими, по их мнению, традициями, жители Осетии не пропускали Джеоргуыба».

Название праздника означает «день Георгия» и было принято только в Алагирском ущелье, куда оно пришло из Грузии. В остальных частях Осетии его называли «день Уастырджи». По словам, Таказова, нередко Уастырджи ошибочно ассоциируют со святым Георгием, с которым у него нет ничего общего. 

Отмечали праздник обычно после сельскохозяйственных работ, окончание которых не во всех частях Осетии совпадало. Позднее все осетины начали его встречать именно в конце ноября. 

Готовились к Джеоргуыба с воскресенья, или «день, когда режут быка». Это животное считалось символом Уастырджи. Именно его нужно было приносить в жертву. Празднование начиналось во вторник, который называли днём Георгия. По национальному календарю он наступал после обеда понедельника. 

Первый день праздника осетины проводят у себя дома с накрытыми столами, где должны быть традиционные три пирога. Украшать торжество по канонам должна голова зарезанного бычка, могут присутствовать также его шея и три ребра. Свинину подавать нельзя. 

Со следующего дня осетины ходят друг к другу в гости. За столами произносят тосты-молитвы. Первый посвящается богу. Уастырджи упоминают во втором и предпоследнем. У него обычно просят благополучия, а также, чтобы домой вернулись живыми и невредимыми воины и путники.