Как это объясняют эксперты?
«Неформальная занятость на Северном Кавказе в 2021 году превысила 45%. Несомненно, на это повлияла пандемия, из-за которой выросло число жителей округа, не желающих платить налоги, - говорит декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова. - Экономической предпосылкой этого стало серьёзное падение доходов населения СКФО в 2020 году. Люди начали искать дополнительные доходы и совмещать работу в легальном и нелегальном секторах».
Другой причиной роста неформальной занятости, по словам Ступниковой, стала убыточность бизнеса по итогам 2020 года. В рейтинге самых пострадавших регионов оказались сразу три республики Северного Кавказа: Чечня (3 млрд рублей), Дагестан (2,7 млрд рублей) и Северная Осетия-Алания (1,9 млрд рублей).
«Проблема неформальной занятости в СКФО связана с местными особенностями. Регионы округа достаточно бедные, а официальные зарплаты ниже среднего среднероссийского уровня. Есть и серьёзный дефицит рабочих мест. Ещё одна причина - традиционно высокая рождаемость, что порождает дисбаланс между высокой долей трудоспособной молодежи и дефицитом высокооплачиваемых рабочих мест. Необходимость платить за обучение и отсутствие опыта для официального трудоустройства вынуждает молодых людей искать работу в неформальном секторе», - добавила эксперт.
Ступникова считает, что снизить уровень неформальной занятости помогли бы антикризисные меры поддержки бизнеса, включая снижение ставки страховых взносов для малых и средних предприятий.