Правозащитники рассказали, что родственники пытались вывезти из Грузии сбежавшую туда от домашнего насилия уроженку Чечни Лауру. Близкие девушки якобы избили сотрудника шелтера и вынуждали её написать заявление о добровольном выезде из страны. Подробности истории - в материале «АиФ-СК».
Били, следили и не любили?
Накануне, 13 июля, в соцмедиа появилась информация, что жители Чечни прибыли в Грузию, чтобы насильно увезти скрывавшуюся там родственницу. Сообщается, что это уже не первая попытка вернуть Лауру домой. Ранее близкие девушки обращались в полицию с заявлением о её пропаже. Тогда совершеннолетней уроженке северокавказской республики пришлось явиться в полицейский участок и сняться с розыска.
Грузинские правоохранители даже выдали Лауре охранный ордер и пообещали оповестить, если члены её семьи пересекут границу. Документ запрещает преступникам приближаться к пострадавшим. Его выдают, в частности, жертвам домашнего насилия.
Как пишут правозащитники, дома к Лауре были жестоки, строго следили за каждым её шагом и лишали всех заработанных денег. В качестве подтверждения волонтёры помогающих организаций опубликовали фото чеченки. На снимке темноволосая девушка в очках держит в руках стопку исписанных от руки листов. Уточняется, что это письмо, котороя она оставила родителям перед своим отъездом.
«Я уехала, уехала навсегда», – так Лаура начала своё прощание с дадой (папой – прим. ред.) и мамой.
Судя по содержанию текста, который можно прочесть лишь частично, побег – не спонтанное решение. Девушка готовилась к этому давно. В письме она жалуется родителям, что не чувствовала их поддержку и не могла найти с ними общий язык.
Лаура пишет, что мама её била, оскорбляла, следила за ней, устраивала сцены и постоянно контролировала. Девушка называет это «адом», однако благодарит родительницу за помощь при поступлении в университет.
«Я больше не хочу чувствовать себя преступницей и вечно виноватой. Я просто хотела коммуницировать с людьми», – объясняет матери Лаура.
К отцу уроженка республики обращается реже. Ему девушка сообщила, что составила доверенность и переписала своё имущество на другого человека, поскольку ей «ничего не нужно».
Домой – только силой
Приехав в Тбилиси, члены семьи Лауры нашли шелтер (убежище – прим. ред.), в котором она жила. Девушка успела отправить геолокацию его сотруднику, а когда он туда приехал, то его якобы избили. После чего пострадавший обратился в полицию с заявлением.
Беглянка, по информации общественников, провела всю ночь в полиции. Сперва сообщалось, что близкие принуждают её написать заявление о добровольном выезде из Грузии. Затем появилась информация, что девушка находится без родни, в сопровождении своего адвоката.
К зданию ведомства после огласки стали стекаться желающие помочь Лауре. Девушка вышла к ним и сообщила, что она в безопасности и не намерена возвращаться домой. После дачи показаний уроженка СКФО покинула полицейский участок.
Под утро правозащитники написали, что Лаура просила удалить их все посты о себе. В обмен на это семья девушки была готова разрешить ей жить и работать в Грузии. Однако на момент публикации материала ни одно из сообщений не было удалено.
Подобные случаи в России уже бывали. Так, в мае прошлого года родственники разыскали в Москве другую беглянку из СКФО Лию Заурбекову. Семью она оставила по той же причине, что и Лаура. Впрочем, внутрисемейные разборки в публичном поле вскоре утихли, и девушка улетела из России. Сейчас о её судьбе ничего неизвестно.
Нет информации и том, что сейчас с беглянками Седой Сулеймановой и Селимой Исмаиловой. Обе девушки ранее сбежали из родной Чечни, но родственники сумели вернуть их домой.
Сулейманова больше года числится пропавшей без вести. До этого она пряталась в Петербурге, где перекрасилась в блондинку и готовилась к свадьбе с русским парнем. Правозащитники уверены, что её уже нет в живых.
Селиме предъявили обвинение в краже крупной суммы у родственницы и увезли в республику. Оттуда она записала видео, где пыталась заверить общественность, что с ней всё хорошо. Не вышло. Пользователи Сети не на шутку испугались за девушку из-за её подавленного вида. С тех пор миновало два года, а вестей от Селимы больше не было.
Зато 18-летняя дагестанка Заира, убежавшая при помощи общественников в Грузию, сама захотела вернуться домой.
КСТАТИ
Проблему побегов совершеннолетних девушек из республик Северного Кавказа ранее прокомментировал общественник из Чечни Сайпуддин Гучигов.
По его словам, если в России таких случаев тысячи, то в республике – единицы, но каждый из них искусственно раздувают. А стоят за этим, считает Гучигов, сомнительные и запрещённые организации, которые психологически обрабатывают наивных девушек и склоняют их к побегам.
Активист добавил, что жители республики исполняют указ президента по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Однако поколение, выросшее «под бомбёжками во время страшных предательских войн, развязанных ельцинским правительством» не готово следовать традициям своего народа. Их поведение, в том числе побеги девушек, общественник называет аморальным и безнравственным по отношению к семьям и всему народу.