Слово за танцем. Как признавались в любви карачаевцы?

Под музыку можно было тайно перемолвиться словечком. © / Ансамбль «Юность Карачая» / Из архива

Народный ансамбль танца «Юность Карачая» из Кисловодска бережно хранит и возрождает традиции и обычаи. Многие из них уже ушли из обыденной жизни и остались только в качестве сценического действа. Что значили танцы и обряды, которые они сопровождали, «АиФ-СК» рассказали руководители коллектива Уркуят и Руслан Чотчаевы.

   
   

Под присмотром старейшин 

В карачаевских традициях любое важное событие сопровождалось праздничными церемониями – с танцами, играми и состязаниями.

Самые большие празднества устраивались по случаю свадьбы, рождения ребёнка, начала и окончания сенокоса. Приглашали музыкантов с народными инструментами и певцов. Певец (джырчы) пел в сопровождении хорового вокализа (эжиу).

Большой популярностью пользовался комплекс танцев «Той». Его открывал «Абезек», который танцевали в паре: парень вёл девушку под руку. Его называют танцем влюблённых. Во время его исполнения юноша и девушка, двигаясь по кругу, могли поговорить.

Каждому обычаю были присущи свои танцевальные фигуры. Фото: Из архива/ Ансамбль «Юность Карачая».

Дальше начинался «Тюз тепсеу», а после него – круговой танец «Кешеуэкбек».

Недавно композиция коллектива «Абезек» завоевала диплом II степени на Всероссийском фестивале-конкурсе хореографического искусства «Мир талантов». Это массовый танец, за точным исполнением которого строго следили старейшины. Хотя им тоже хотелось танцевать, и они себе в этом не отказывали.

Подарки от невесты

В репертуаре «Юности Карачая» есть сценический свадебный обряд, который был поставлен ко Дню семьи, любви и верности. Один из его ключевых элементов – показ невесты гостям, когда её приводят в дом жениха и привозят приданое.

   
   

Девушки – родственницы со стороны жениха – под руки выводят невесту на середину двора, где её встречают гости и родители жениха. Она покрыта платками, которые снимает с головы и рук самая уважаемая и благополучная родственница. У этой женщины должны быть живы и здоровы все дети и муж. Если в семье такой нет, то приглашают успешную соседку. Этот обряд символизировал вхождение невесты в дом жениха.

Затем мужчина со стороны жениха брал в руки большую чашу со сладким напитком и обращался с доброжелательными напутствиями к молодожёнам. Сторона невесты в ответ делала то же самое. А потом из этой чаши давали испить всем детям во дворе. Считалось, что первенец в семье будет того пола, какого пола ребёнок подбежит первым. Сколько детей выпьет из чаши, столько малышей у молодожёнов и родится.

Невесту осыпали конфетами и деньгами с пожеланиями сладкой и богатой жизни, а дети радостно сбегались и всё подбирали. Затем девушку уводили со двора, её сопровождали подружки, которые неотлучно находились с ней.

Танцевать на свадьбе могли до утра. Фото: Из архива/ Ансамбль «Юности Карачая».

Начинался осмотр приданого, которым предстояло пользоваться самой невесте. Помимо этого готовилось «берне» – подарки, которыми девушка должна одарить всех родственников. Отдельно она вручала что-то каждому ребёнку.

Обязательное свадебное событие – весёлый танец «Той». В пляс пускалась не только молодежь, но и люди старшего возраста. Танцевать могли до утра.

На одной стороне площадки собирались девушки, на другой – парни. Церемониймейстер (той-тамада) объявлял танец. Если это был «Абезек», молодые люди подходили по одному  к девушкам и брали под руку ту, с которой хотелось потанцевать и пообщаться, а потом вместе двигались по кругу.

Ведя партнёршу в танце, парень мог неслышно для других нашёптывать ей сокровенные признания. После того как все желающие вышли в круг, ход танца менялся. Все брались под руки и двигались боковым ходом то вправо, то влево. Покружившись, танцоры отходили полукругом назад.

Тут оркестр начинал играть «Тюз тепсеу», и пары пускались в новый танец.  Если музыканты заводили «Истеме», парень вынужден был со своей партнёршей плясать искромётную лезгинку.

Рождённый в Грузии

Помимо свадебных танцев у карачаевского народа были и обрядовые, которые исполнялись по какому-либо поводу.

«Казбегури» в исполнении «Юности Карачая» получил звание лауреата I степени на том же фестивале «Мир талантов». Композиция рассказывает о чабанах, пасущих свои стада. В часы досуга они соревновались между собой, демонстрировали свою молодецкую удаль.

«Казбегури» – танец, рожденный в горах Грузии. Он исполняется только мужчинами, что подчёркивает силу и стойкость характера, свойственную горцам. Динамичность и точность движений отражает характерный для горной жизни суровый и холодный климат. «Казбегури» – яркий и полный энергии танец, где каждый участник стремится показать себя с лучшей стороны.

Коллектив объединяет воспитанников разных национальностей. Фото: Из архива/ Ансамбль «Юность Карачая».

В наши дни обрядовые танцы и народные сказания превращаются в яркие сценические композиции. К примеру, раньше карачаевцы были язычниками, танцы того периода остались данью традиции.


Справка

Народный хореографический ансамбль «Юность Карачая» при Межнациональном культурно-просветительском центре «Дружба» основан 20 сентября 1991 года в Кисловодске. Основатель и художественный руководитель – Уркуят Чотчаева, балетмейстер – Руслан Чотчаев. Коллектив объединяет воспитанников разных национальностей, основной состав в возрасте от 5 до 18 лет. В его репертуаре более 15 хореографических композиций. Ансамбль – победитель и лауреат многочисленных фестивалей и конкурсов.