Глава Пятигорска Дмитрий Ворошилов попросил прощения у горожан за потерю памятника истории - вилла коммерсанта и гласного гордумы начала XX века Леонарда Тица на улице Малыгина практически развалилась. Власти и частный собственник слишком долго спорили о судьбе особняка.
Каким ещё зданиям на Ставрополье грозит небытие и как их можно спасти, выяснял «АиФ-СК».
Дело есть - постройки нет
Усадьба братьев Тиц, навсегда утерянная для истории, находилась в квартале, который в XIX-XX веках самостоятельно застраивали сами жители, в основном предприниматели. В советские годы вилла превратилась в жилой многоквартирный дом.
«Уже в наше время частное лицо, выкупив квартиры, стало единоличным собственником, впоследствии перепродав его ООО «Каспий». Долгое время здание не было признано объектом культурного наследия и не охранялось государством», - рассказал глава города Дмитрий Ворошилов в своём телеграм-канале.
В 2021 году горадминистрации подала заявление в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. Одновременно собственник начал сносить здание. Этот процесс удалось остановить, пока техника не добралась до самого ценного - фасада. Уголовное дело в отношении владельца тогда не возбудили из-за отсутствия состава преступления.
В следующем году управление провело экспертизу строения, по результатам которой оставшиеся две стены признали культурно-исторической достопримечательностью. Собственник разработал научно-проектную документацию на работы по сохранению объекта. Но в этом году в нескольких шагах от исторического здания он начал стройку. Старые стены разошлись и вот-вот рухнут.
Мэрия подала в полицию заявление о возбуждении уголовного дела по статье об уничтожении памятника истории.
«Прошу прощения у всех пятигорчан, что не смог сберечь это здание», - написал Ворошилов.
Что говорят руины?
Горожане поражаются беспечности чиновников и пишут, что с таким отношением скоро туристам будет нечего показать.
«Ещё чуть, и от исторических Кавминвод ничего не останется, появится новый рынок Шанхай, и кто сюда приедет?» - риторически вопрошает Михаил Васильченко.
Люди требуют провести ревизию всех достопримечательностей.
«Уничтожаются не только отдельные объекты, причём на законных основаниях, но и историческая застройка, уникальные ограды из травертина, например. Фасады зданий в зоне исторической застройки изуродованы до неузнаваемости. Не умеем мы хранить наследие», - пишут пятигорчане в телеграм-канале губернатора края.
Жители Кисловодска тоже недовольны тем, как следят за памятниками культурного наследия в их городе. По словам местных жителей, от мужской гимназии остались только руины, дача Барта стоит со сгоревшей крышей, а на даче Путята уже начали сыпаться балконы.
«Весь исторический город либо в руинах, либо отреставрирован с некоторыми изменениями, и главное - вход в них закрыт горожанам», - жалуются кисловодчане.
В администрации Кисловодска объясняют, что бывшая мужская гимназия находится в частной собственности, и пока у муниципалитета нет права заниматься её восстановлением.
«Идёт судебный процесс, чтобы отобрать и продать с торгов другому собственнику. Работаем по каждому памятнику», - заверяют чиновники.
Дают вторую жизнь
Мэр Кисловодска Евгений Моисеев не так давно рассказывал о торжественном открытии восстановленного объекта культурного наследия - санатория «Источник Кисловодск». По словам градоначальника, это первое такое здание в крае, которое отреставрировали на основе государственно-частного партнёрства.
Советский санаторий построили в 1934 году по приказу генсека ЦК РКП Сталина, ранее он назывался «Академический».
Такой же рецепт подошёл бы и ставропольской мельнице Гулиева, которую частные собственники не смогли снести с первого захода - уж очень основательно строили недвижимость купцы в начале XX века. Даже частично разрушенное здание всё ещё поражает воображение своими размерами и очертаниями.
Вопрос о сохранении этого объекта, выявленного как памятник культурного наследия, жители Ставрополя не раз поднимали на прямых линиях с губернатором края Владимиром Владимировым и в его телеграм-канале. Он заверил, что контро-
лирует ситуацию с мельницей. Власти и собственник объекта обсуждают вид, в котором восстановят здание.
По словам Владимирова, сюрпризов быть не должно, чтобы памятник получил вторую жизнь и первоначальный исторический облик. За реставрацией будут следить краевое управление по сохранению культурного наследия и администрация города.
Сохранение и восстановление таких объектов глава края назвал одними из важнейших задач власти.
«Надо искать решения, которые позволят совмещать развитие городов с сохранением знаковых зданий и объектов», - говорит губернатор.
Табличка не спасает
Однако слова не успокаивают горожан и туристов, так как состояние некогда величественных объектов повергает в уныние.
«Проспект Карла Маркса, Ставрополь. Почти на каждом здании - охранная табличка. Не в каждом городе есть улица с такой историей и памятниками архитектуры. Но они разрушаются, и почти ничего не реставрируется, - пишет в соцсетях горожанка Ирина. - Так как скоро 250-летие города, нужна особая программа по сохранению и ремонту архитектурных памятников».
Ещё одна жительница города Ангелина напоминает про здание бывшей первой мужской гимназии на Северном Кавказе в самом центре Ставрополя, рядом с правительством региона. Там училось немало известных людей, включая осетинского поэта Коста Хетагурова, революционера Германа Лопатина и дипломата Ивана Коломийцева.
«Памятник культурного наследия федерального значения стоит в заброшенном состоянии, с выбитыми и заколоченными окнами. Здание разрушается на глазах, без слёз не взглянешь. Буквально в ста метрах от этого заброшенного памятника регулярно проходят краевые мероприятия, в том числе «Всероссийская студвесна», - сетует Ангелина.
Сказать, что власти ничего не делают, нельзя - только за 2023 год в крае было отреставрировано 73 объекта культурного наследия. На это было выделено 218 млн рублей. В этом году сумма выросла до 289 млн рублей. Но в перечне не только старинные здания. По словам заместителя начальника краевого управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Романа Честникова, прежде всего, восстанавливают и ремонтируют объекты, которые увековечивают память погибших в годы Великой Отечественной войны. Хватит ли средств на остальные? И можно ли рассчитывать на частных собственников, как в случае с реставрацией санатория в Кисловодске? Или в их руках наше наследие ждёт судьба усадьбы Тица?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Главный специалист по ОКН администрации Пятигорска Оксана Лунегова:
«В едином реестре объектов культурного наследия Пятигорска числится 134 памятника, включая 25 федерального и один местного значения. В удовлетворительном состоянии - 90 объектов.
Конечно, есть нуждающиеся в ремонте здания, но всё осложняется тем, что большинство принадлежит частникам. С ними трудно договориться.
В муниципальной собственности находится 52 объекта, но даже их не всегда удаётся отремонтировать в течение года из-за непростого процесса оформления. В прошлом году отреставрировали три памятника. В этом получили средства на ещё два».
КОММЕНТАРИЙ
Директор АНО Кавказская урбанистическая лаборатория, куратор проекта по восстановлению дореволюционных зданий «Том Сойер Фест» Иван Самохвалов:
«Больше половины исторических объектов в Ставрополе, 60-70%, восстанавливают, так скажем, не по тем технологиям. Проектную документацию делают не очень грамотно, но её в итоге согласовывают.
Например, Музей изобразительных искусств на улице Дзержинского сейчас штукатурят плиточным клеем и цементными растворами. Эти материалы не подходят для здания из известняка-ракушечника XIX века, так как у них разная паропроницаемость. Отделка просто отвалится, и часть здания будет разрушаться.
У нас нет централизованных программ для комплексного восстановления исторического наследия, статусов «достопримечательное место» или «историческое поселение», как в других регионах.
Очень мало делается для сохранения исторической части города, в основном её сносят. Недавно здание на улице Ленина, 201, получило статус нововыявленного объекта культурного наследия, а через месяц его снесли. Это же случилось и с гостиницей «Варшава» XIX века».
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В горной Ингушетии насчитывается более 5 тыс. архитектурных памятников - башни, замки, склепы, храмы и святилища. За 10 лет власти республики планируют восстановить более 100 объектов культурного наследия.
В соседней Северной Осетии - 1,5 тыс. таких сооружений. Объектами культурного наследия признаны 694 из них. В Кабардино-Балкарии такой статус получили 443 здания.