Купеческий толстостенный домик по улице Ленина, фасад которого три с половиной года назад привели в порядок активисты проекта «Том Сойер Фест», могут снести вопреки воле жителей. Историческим его пока не признали, но Следком России следит за судьбой здания. Подробности - в материале stav.aif.ru.
Изношены? Тогда они идут к вам
Современные здания вытесняют дореволюционную архитектуру Ставрополя. Рядом с попавшим в аварийный список купеческим домиком XIX века на улице Ленина, 165 уже стоит пятиэтажный коттедж, а дальше - другие новостройки.
Энтузиасты проекта «Том Сойер Фест» в 2019 году отреставрировали историческое строение, но это не спасло его от «приговора». В середине января 2023 года собственников квартир уведомили, что они должны покинуть помещения, представляющие угрозу их жизни.
Люди пожаловались депутату гордумы Александру Куриленко, и тот направил запрос в администрацию города и в минкультуры края. Отреагировал на угрозу историческому зданию и глава СК Александр Бастрыкин, поручив подчинённым провести проверку.
Мэрия тоже, наконец, решила объясниться, почему дом оказался претендентом под снос.
В единой информационной системе недвижимости он давно числится с пометкой о 70-процентном износе, рассказал на брифинге руководитель комитета градостроительства Андрей Уваров. Такие строения регулярно осматривает Государственная жилищная инспекция и требует от администрации города признать их аварийными. В июле 2022 года очередь дошла до домика на Ленина. Городская комиссия по требованию жилинспекции назначила тщательное обследование. Комитет градостроительства нанял подрядчика, и тот пришёл к неутешительным выводам.
«Это многоквартирный дом из четырёх литер. Литера А, где прошла реставрация, 1890 года постройки. У неё бутовый фундамент, деревянные стены, с трёх сторон обложенные кирпичом, деревянные перекрытия и деревянные стропила, - сообщил Уваров. - При наружном осмотре обнаружились значительные трещины в стенах и просадка фундамента. Задняя дворовая стена дома «пошла пузом», кладка начала неравномерно просаживаться, что рано или поздно приведёт к обрушению стены».
Через одну из квартир эксперты попали в подвал и увидели, что он сложен без раствора, в нём есть трещины и следы влаги. Другие два строения по этому адресу во дворе выглядят ещё хуже. Комиссия уже признала все четыре литеры непригодными для жизни, теперь аналогичное постановление вынесет мэрия.
Сколько стоит история?
Уваров заверил, что экстренно выгонять жильцов на улицу не будут. У них есть год на то, чтобы самостоятельно снести дом или привести его в соответствие со строительными нормами и правилами, «которые будут обеспечивать безопасное проживание в этом доме».
«Через год выносится постановление по изъятию помещений. Проводится рыночная оценка квартир и земельного участка, и пропорционально площади квартиры предлагается компенсация за помещение. Если сумма жителей не устраивает, вопрос решается в суде», - пояснил чиновник.
Он заверил, что власти пока не думали, как будет застраиваться территория после сноса. Жители на общем собрании могут решить, что надо размежевать участок, и тогда можно будет сохранить дом с отреставрированным фасадом, а остальные - снести.
Также собственники могут принять решение восстанавливать всё. И мэрия тоже выскажет своё мнение, так как владеет двумя квартирами.
«Вопрос в экономической целесообразности ремонта. Чтобы привести здание в соответствие со строительными нормами, затраты несопоставимо выше, чем построить новый дом, - заявил Андрей Уваров. - Но вопрос не стоит о том, что мы кровожадно хотим снести этот дом. Если в нём будут выявлены признаки культурного наследия, конечно, будут приняты меры, чтобы сохранить фасад».
Довели до трещин
Заявление о признаках культурного наследия в купеческом доме подал в краевое управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов представитель проекта «Том Сойер Фест» Иван Самохвалов. Инженер-строитель по образованию, он считает экспертизу дома непрофессиональной.
«Эксперты не осматривали стропильно-балочную систему, не проводили технический анализ - только визуальный осмотр, - говорит он. - Они побывали в муниципальной квартире, которую городские власти никогда не ремонтировали. Естественно, она в плохом состоянии. К тому же находится в бывшей конюшне, а не в самом купеческом доме».
Если решение о сносе жилья будет принято, не факт, что жители получат достойную компенсацию. По данным Самохвалова, в снесённых ранее домах на той же улице людям платили из расчёта 28-55 тыс. рублей за квадратный метр, что в полтора-два раза ниже рыночной цены.
Некоторые жильцы, тем не менее, хотят переселиться. Это те, кто долгие годы не ремонтировал своё жильё, полагает одна из собственниц Марина Кочубей. Например, в муниципальной квартире, по её словам, не было не только ремонта, но и канализации.
«Из-за пары квартир весь дом объявили аварийным, - возмущается она. - Сказали, что мы должны либо сами реконструировать, либо сносить и выселяться. Якобы нам дадут какое-то временное жильё. Но у нас тут и несовершеннолетние дети, и старики, прожившие в доме по 80 лет. Для меня это родные стены, тут поселился мой дед, и родилось уже четыре поколения моей семьи: мой отец, я, моя дочь и внук. Все жильцы пребывают в шоке».
Собственники подали заявление в прокуратуру и готовы отстаивать свои права в суде. По их мнению, дом, простоявший больше века, выдержит ещё столько же. К тому же фасад после реставрации действительно украшает улицу, и уничтожать его - значит отказываться от исторического облика города.