«Злой чечен» из колыбельной. Как относятся к Лермонтову на Северном Кавказе

На творчество Лермонтова Кавказ оказал огромное влияние © / Public Domain

15 октября 1814 года родился классик русской литературы Михаил Лермонтов. Кавказ на поэта оказал огромное влияние. И поэт на Кавказ – тоже. Как сегодня в регионе относятся к его творчеству, кто был прототипом Мцыри и как сложилась судьба Бэлы на самом деле – в материале «АиФ-СК».

   
   

«Наше всё»

Директор Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске Ирина Сафарова считает, что никто так проникновенно не раскрывал Кавказ в русской литературе, как Лермонтов.

«Он первый так полно, ярко и образно рассказал о Кавказе и людях, которые его населяют, их обычаях и нравах. Приехав сюда ещё ребёнком, имея пытливый ум, юный гений за всем наблюдал, впитывал, влюблялся в этот удивительный, загадочный край, - говорит она. - Детские, юношеские впечатления впоследствии вылились в его произведения, в прекрасные описания здешних мест, людей, их характеров. Во время второй кавказской ссылки поэт участвовал в боевых сражениях. Этот период был для него очень тяжёлым и драматичным. Каждый день видя кровь, смерть, гибель людей, он осуждает войну как таковую. После одного из самых кровопролитных сражений, в котором Лермонтов принимал участие, поэт написал стихотворение «Валерик». Там есть такие строки:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. Небо ясно,

Под небом места много всем,

   
   

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?»

Свои переживания Лермонтов запечатлел и на рисунке «Эпизод сражения при речке Валерик». На первом плане изображены горцы. Они пытаются вынести с поля боя своего товарища. Видно, с каким сочувствием автор относится к ним. И это, видимо, порождает благодарность и уважение к нему со стороны горцев. Нет, наверное, ни одного кавказского народа, который бы не перевёл на родной язык произведения Лермонтова. Как россияне о Пушкине,  кавказцы могут сказать: «Лермонтов - наше всё».

В Пятигорске каждый год в середине октября проходят Лермонтовские праздники поэзии. Именитые поэты Кавказа Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Алим Кешоков, Раиса Ахматова и другие всегда считали своим долгом приехать в Пятигорск, посвятить строки Лермонтову, посетить домик, где он жил и творил. Эта традиция живёт и по сей день.

Мцыри - чеченец или черкес?

В среде лермонтоведов высоко оценили вышедшую весной этого года книгу кабардинского исследователя Хаути Шогенова «1837-й: тайны странствования Лермонтова по Кавказу». Автор не только подробно проанализировал период первой ссылки поэта на Кавказ, но и пришёл к выводу, что к убийству Лермонтова на дуэли приложил руку один из секундантов, князь Александр Васильчиков.

«Мартынов был слабовольный человек. Да, он был зол на Лермонтова, но довести дело до дуэли его уговорил князь Васильчиков. Он жил в одной комнате с Мартыновым и разговаривал с ним после ссоры, произошедшей в доме Верзилина. После этой беседы Мартынов и вызвал Лермонтова на дуэль. Князь Васильчиков знал, что Лермонтов не собирался стрелять и при этом включил в условия поединка возможность убить противника с трёх попыток с 10 шагов», - говорит учёный.

Поэт на дуэли выстрелил в воздух (в суде это скрыли). После того как Лермонтов разрядил пистолет, Мартынов навёл на него оружие и опустил. Тогда один из секундантов крикнул: «Стреляйте или я вас разведу!» (это тоже не прозвучало в суде). Мартынов выстрелил. Спустя много лет после дуэли о роковом окрике рассказал Васильчиков. Он утверждал, что кричал родственник и на тот момент друг Лермонтова Алексей Столыпин. Но исследователь в этом сомневается.

«Под руку Мартынову кричал не Столыпин, а Васильчиков. Самое обидное, что даже после смерти поэта «друзья» не защитили его», - негодует Хаути Залимович.

Пролить свет на неизвестные факты он считает своим долгом.

«Лермонтов, как никто, знал и понимал, любил и воспевал Кавказ. В поэме «Мцыри» он показал настоящего патриота, который думал до последней минуты жизни о своей родине. Это мне близко. Когда читаю его поэмы, чувствую, что он, русский офицер, в душе защищал черкесов. В его произведениях - симпатия и боль за наш народ. А в поэме «Измаил-Бей» как он превозносит героев-черкесов, которые отстаивают свою свободу!» - восхищается Хаути Шогенов.

Учёный уверен, что прототипом героя «Мцыри» был черкесский мальчик, а «Измаил-Бея» - кабардинский князь Атажукин.

Правда, чеченские исследователи считают, что главные персонажи этих произведений были чеченцами. Представители кавказских народов горячо спорят в этих вопросах, но объединяет их любовь к Лермонтову и его творчеству.

Идеал и учитель

«Осетия преклоняется перед творчеством Лермонтова, - утверждает заведующая кафедрой факультета журналистики профессор СОГУ Зинаида Тедтоева. - Об этом говорит и отношение к поэту Коста Хетагурова. Он был на открытии памятника Лермонтову и посвятил ему стихотворение. К нему относятся как к идеалу творчества, поэзии, человека, борца. Это до сих пор образ русского поэта, который послужил учителем для многих поколений творческих людей на Кавказе».

Зинаида Тедтоева - автор многочисленных научных работ о Лермонтове. Её книги бережно хранят в лермонтовских музеях в Тарханах и в Пятигорске. Она также автор и инициатор многих изданий произведений поэта, переведённых на осетинский язык. Одна из её книг, «Творчество Лермонтова в осетинской школе», рассказывает о том, как преподавать наследие классика детям. 

Прежде всего она считает важным обращать внимание учеников на отношение Лермонтова к народам Кавказа, на то, как внимательно он наблюдал и изучал жизнь горцев, их фольклор, традиции, обычаи, культуру. Кавказ оказал огромное влияние на творчество поэта.

Лермонтов любил и тосковал по Кавказу, это сквозит в его произведениях. А вот что он писал другу, вернувшись в Петербург: «Я здесь по-прежнему скучаю… ученья и манёвры производят только усталость. Если ты поедешь на Кавказ, то это, я уверен, принесёт тебе много пользы физически и нравственно. Не знаю, как у вас, а здесь мне после Кавказа всё холодно, когда другим жарко».

Познавать творчество поэта нужно неотрывно от его биографии, считает Зинаида Тедтоева.

По её словам, горцы особенно ценят, что в произведениях Лермонтова они представлены как люди, преданные родине, долгу и чести. При этом поэт не идеализирует жизнь местных народов, осуждает жестокие обычаи, разоблачает предателей и трусов.

Бэла осталась жива?

Светлана Темирбулатова была первым директором Литературного музея имени Лермонтова в посёлке Парабоч Шелковского района, сейчас его возглавляет её дочь. Музей находится в самом старинном доме Чечни (1760 года). В это поместье Лермонтова ещё подростком привозила его бабушка Елизавета Арсеньева, там жила её родная сестра Екатерина Столыпина, в замужестве Хастатова.

«Время, проведённое в имении Хастатовых, произвело большое впечатление на будущего поэта. Здесь он впервые услышал песни гребенских казаков, их рассказы о горцах и походах, полных приключений. Сюда приходили чеченцы и кумыки, торговавшие всякой снедью. И Миша Лермонтов, бывая среди них, слышал грустные песни и видел зажигательные пляски. В 1837 году, когда его выслали на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», он вновь посещает знакомые места. Дядя поэта Аким Хастатов рассказывал ему о своих приключениях, как он похитил кумычку Бэлу, какие романтические чувства были у него к ней. Этот сюжет лёг в основу романа «Герой нашего времени». Но в реальности Бэла осталась жива», - говорит Светлана Темирбулатова.

В Чечне именем Лермонтова названы скверы, улицы, Русский драматический театр в Грозном, музеи.

«В селе Валерик в 1984 году был основан школьный музей, куда приезжали писатели со всего СССР. А на границе села росло гигантское дерево. В его тени, по рассказам местных жителей, отдыхал Лермонтов, - рассказывает Темирбулатова. - В Чечне поэта любят, переводят на родной язык. Но есть две строчки в «Казачьей колыбельной», которые некоторые воспринимают негативно: «Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал». Но надо знать, на основании чего Лермонтов написал их. Представьте: апрель 1837 года, поэт едет на перекладных и останавливается на ночлег в станице Червлённой в доме казака Ефремова. Пока переносили вещи в хату с камышовой кровлей, Лермонтов заходит в комнату и видит такую картину: спиной к нему казачка укачивает в люльке младенца, напевая колыбельную. Лермонтов, прижав сабли, чтобы не звенели, на цыпочках выходит и на клочке бумаги набрасывает услышанное. У меня всегда мурашки, когда я представляю эту картину - червлёнскую казачку, поэта, записывающего эти знаменитые строки. Так вот, Михаил Юрьевич пишет стихотворение на основе фольклора, песни, сказки. Там у него Терек - Змей Горыныч, а злой чечен, который точит кинжал, - это метафора. Лермонтов не оскорбляет чеченцев ни одним словом, ни одной буквой».