Солдат, бандит, общественник. Сослан Фидаров рассказал, как стал артистом

Одна из дебютных ролей в кино была в сериале "СМЕРШ". © / Сослан Фидаров / Из личного архива

Актёр из Северной Осетии Сослан Фидаров, известность которому принёс фильм «9 рота», собирает и возит гуманитарные грузы на Донбасс. Он сыграл в семи десятках картин. Мечтал об образе друга шекспировского Ромео, а перевоплощался в подельника террориста Басаева. Как артист театра попал на глаза кинорежиссёру Фёдору Бондарчуку и почему ему близка военная тема, 42-летний выходец из селения Даргавс Пригородного района рассказал в интервью stav.aif.ru.

   
   

Играл волка и зайца

Залина Бедоева, stav.aif.ru: Как получилось, что вы решили стать актёром?

Сослан Фидаров: Мама очень любила осетинский театр, танцевала в известном в те годы ансамбле «Арт». Я видел дома вырезки из газет с фотографиями, где она молодая на гастролях по всей стране. С малых лет с ней посещал спектакли. Особенно мне нравилось, когда артисты выходили в конце спектакля и все им хлопали. Я сказал маме, что тоже так хочу. Играл в детском саду зайца, волка, танцевал осетинские танцы порой с таким усердием, что грыжа появлялась. В школе решил, что мне не нужны ни алгебра, ни химия, ни физика, так как мечтал стать актёром и никем другим.

В глубоком детстве у меня ещё было желание стать человеком на мусорной машине, который свистел, заезжая во дворы многоэтажек, я тоже себе хотел такой свисток. Но потом точно решил стать актёром, и всё сложилось, как мечтал.

Скоро будет премьера фильма "Прямой эфир". Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- В школьные годы участвовали в самодеятельности?

- В моей школе уклон был больше на спорт, нежели на творчество. Мне было неинтересно слушать разговоры сверстников про занятия борьбой или про планы поступать на юрфак, так как я думал о кино, о театре.

- Любили советские фильмы?

   
   

- Конечно, я вырос на них, это классика. В то время у нас были правильные герои, как и кино само правильное, чистое. На таких картинах, как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», росло и воспитывалось целое поколение. Я очень любил фильмы Сергея Бондарчука и никогда бы не мог подумать, что буду сниматься у его сына. Когда получил приглашение, рыдал от радости.

В сериале "Ростов". Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- В Москву вы поехали благодаря известному актёру Бимболату Ватаеву?

- Сначала я поступил на факультет искусств Северо-Осетинского государственного университета и учился у актёра Анатолия Галаова. Когда объявили набор в осетинскую студию, открывшуюся при Щукинском училище, я окончил первый курс. Нас прослушивал Бимболат Заурбекович. Он и сказал, что мне надо ехать в Москву. Я спал и видел Щукинское училище, поэтому отправился туда с удовольствием.

Из Цезаря в Пиночета

- А как попали в киноиндустрию?

- Мне просто повезло. Я играл Цезаря в студенческом спектакле «Антоний и Клеопатра» в Московском театре «Мастер». Очень люблю Шекспира, его пьесы - тонкая материя, где подходить к материалу надо нежно-нежно, хотя в каждом герое скрыт бешеный темперамент.

Так вот, после первого акта я шёл в гримёрку во время антракта, в греческой тунике, с оружием. Меня позвала известный кастинг-директор Тамара Одинцова, которую я с тех пор называю своей крёстной мамой в кино. Она дала мне визитку и попросила позвонить на следующий день. Я не придал большого значения, но потом набрал с телефона в общежитии, и она сказала, что меня ищет Фёдор Бондарчук. Оказывается, Тамара Одинцова приходила на спектакль в поисках актёра на роль Пиночета в «9 роте», и выбрала меня.

Фёдор Бондарчук научил меня многому и как профессионал, и как человек. Когда вышел фильм, я спросил его: «А дальше что?» «А дальше сам», - сказал Федя.

С Артуром Смольяниновым в кадре. Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- Помимо везения, нужны были и собственные усилия?

- Да, терпение, трудолюбие, настойчивость. В конце 1990-х и в начале нулевых не было такого развитого интернета. Актёры приходили в «Мосфильм» с пачками своих фотографий с номером телефона, домашним адресом. Вместе с тем, это было время возрождения российского кинематографа. «9 рота» стала одним из первых фильмов новой киноэпохи, когда картины снимались одна за другой.

И постоянно надо было трудиться над собой. Как сказал мой близкий друг Амаду Мамадаков, с которым мы вместе играли в «9 роте», на мои восторженные рассуждения об успехе после премьеры, «ничего не жди, надо работать дальше». Эти слова спустили меня с небес на землю, и я засучил рукава.

Как только заканчиваются съёмки, звонят агенты по новым картинам. Часто бывает, что одновременно идёт работа над несколькими фильмами, поэтому пока я занимаюсь творчеством, моя команда - организацией съёмок, продвижением.

Сцена из "Чёрного моря". Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- У вас брутальные образы. Они сформировались случайно или целенаправленно?

- У меня разные герои, был и пастух среди них. Роль подбирает режиссёр. Играть непохожих персонажей интересно. Отрицательных сложнее, чем положительных. Когда ты в образе негодяя, приходится ломать себя внутри.

Когда мы снимали картину «Решение о ликвидации» про террориста Шамиля Басаева, я играл его подельника. Вы не представляете, что за ад творился у меня каждое утро внутри. Просыпался в холодном поту от мысли, что сегодня предстоит на съёмках «убивать» людей. Это такой дискомфорт.

Но если ты не будешь верить в то, что ты делаешь, то и зритель не поверит. Становишься реально жутким типом. Актёр - как пластилин, из которого на площадке лепят разных персонажей.

- В жизни вы совсем другой?

- В жизни стараюсь быть честным. Это легко и просто.

"Остаться в живых" - одна из любимых картин актёра. Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- В кого бы хотели еще перевоплотиться?

- Всегда мечтал сыграть Меркуцио из «Ромео и Джульетты». Этот персонаж очень близок мне по жизненному кредо. Он - настоящий друг.

- В театр не планируете вернуться?

- Хотел бы, но времени не хватает. Иногда выступаю в антрепризных спектаклях, гастролирующих по стране.

- Вы часто играете в фильмах на военную тему. Она близка вам?

- Да, люблю оружие, коллекционирую его. Я - охотник. Если бы не стал актёром, то, наверное, пошёл бы в военные. Уважаю ответственных людей и дисциплину, которую считаю одной из составляющих успеха.

- На съёмках атмосфера, как на реальной войне?

- Конечно, у Фёдора Бондарчука картина получилась именно потому, что он максимально приблизил условия к тем, в которых жили наши герои: с казармами, тушёнкой, боями. Во время съёмок «9 роты» с нами полгода были выжившие ребята из той самой 9-ой роты в Афганистане. Мы спрашивали их о деталях, проникались их воспоминаниями и чувствами.

В фильме "Позывной неизвестен!" Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

Любимая локация - Осетия

- Каждый раз всё пропускаете через себя. Как потом избавляетесь от стресса?

- Выезжаю отдохнуть с семьёй на природе, в горах или на море.

- Осетия часто становится съёмочной площадкой для фильмов с вашим участием. Это случайно происходит или как-то связано с тем, что вы отсюда родом?

- Так сложилось. Я долгое время снимался и снимаюсь в компании «StarMedia». Мне предложили выступить продюсером фильма, съёмки которого запланировали в Осетии. Пришёл в ужас, так как до этого в съёмочном процессе всегда был в творческой части коллектива, а никак не административной. Так я стал продюсером. Мы сняли в Осетии кино. После поступило похожее предложение от Карэна Шахназарова, и постепенно ко мне стали обращаться другие режиссёры. Так мы открыли мою республику для российского кинематографа. В следующем году будем в Осетии снимать несколько картин. Мне здесь очень комфортно работать, так как и коллеги, и жители очень отзывчивые. Руководители Северной Осетии - и бывший глава Вячеслав Битаров, и нынешний Сергей Меняйло - создают все условия для съёмок.

Памятные съёмки. Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров

- Что ещё в ближайших планах?

- В конце этого января запускаем создание нового военного сериала о блокаде Ленинграда, также будем снимать историю угона школьного автобуса в 1988 году во Владикавказе. Параллельно занимаемся обеспечением наших ребят на передовой на Украине вместе с североосетинским отделением Общероссийского народного фронта.

Артист всё ещё мечтает сыграть Меркуцио в театре. Фото: Из личного архива/ Сослан Фидаров