Соединил гармонь с оркестром. Осетия прощается с выдающимся музыкантом

Булат вернул популярность осетинской гармони. © / пресс-служба администрации Владикавказа

29 июля ушёл из жизни народный артист России и Северной Осетии Булат Газданов - знаток и хранитель осетинского музыкального наследия. Для республики он – человек-легенда.

   
   

Не встретишь больше на проспекте

Булат Газданов первым получил звание Героя труда Северной Осетии. Почти 60 лет он руководил Национальным государственным оркестром народных инструментов – хранителем самобытных национальных музыкальных традиций. Сложно поверить, что этого харизматичного музыканта теперь не встретить на проспекте Мира во Владикавказе, на концертах коллектива, которому народный артист республики посвятил жизнь.

Он придал оркестровое звучание произведениям осетинских композиторов и воспитал целое созвездие одарённых, ярких учеников, имена которых известны далеко за пределами республики. Он стал собирателем осетинского фольклора, разработал учебные пособия для музыкальной школы по игре на осетинской гармони (ирон фандыр).

Его заслуги по сохранению осетинской музыки оценили, удостоив Государственной премии имени Коста и национальной премии «Яблоко нартов». Самого музыканта называли «национальным достоянием и гордостью Осетии». В 2022 году в Северной Осетии указом главы республики Сергея Меняйло была учреждена госпремия имени Булата Газданова. Она присуждается один раз в два года за создание произведения в жанре национальной музыки.

С трёх лет с гармонью

Взяв в руки фандыр в три года, Булат достиг в игре на этом инструменте высокой планки.

Родился будущий музыкант в 1936 году в селе Ольгинском Северной Осетии, в семье механизатора.

«Отец был в Ольгинском видным, авторитетным человеком, хоть и неграмотным. Знатный механизатор, лично от Сталина получил подарок, был награждён двумя медалями. Он знал много осетинских народных песен, пел хорошо. А мать училась в Ольгинской женской гимназии во Владикавказе, учила писать и читать всех», – вспоминал сам Булат Газданов в одном из интервью.

   
   

На фронт Гаппо не взяли, хотя он и просился. Но у него была своя война – за урожай, и он работал до полного истощения. В 1943 году умер, оставив большую семью без кормильца.

На похоронах отца Булат впервые увидел оркестр.

«Помню, как я бежал по нашей улице за этими звуками», – рассказывал он уже взрослым.

Мальчик освоил гармонь и часто играл на праздниках в селе, выступал перед гастролями осетинского театра в сельском клубе. Потом играл в школьном оркестре, а после седьмого класса поступил в музыкальное училище, причём сразу на три отделения: дирижёрско-хоровое, домры и гобоя. Позже окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.

В 1959 году пришёл в оркестр радиокомитета Северо-Осетинской АССР. Одновременно работал в Осетинском театре.

Его сольным концертам в разные годы аплодировали в Великобритании и на Кубе, в Исландии и на Мальте, на Скандинавском полуострове и на Ближнем Востоке, в Италии и Египте, в жарком Мозамбике и странах Восточной Европы, в Турции, в разных городах Советского Союза. Его горячо любили и в Северной, и в Южной Осетии.

Это о нем в своих стихах народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова написала: «Наверное, с детства в себя он вобрал всю музыку отчей земли».

«Наш оркестр – как музей, научно-исследовательский институт, где всё собирается – и фольклор, и произведения основоположников осетинской композиторской школы, музыка народов Северного Кавказа – свыше 600 произведений», – объяснял он значение работы, которой посвятил жизнь.

Его очень тревожило, что государство требует от культуры самоокупаемости. Это, считал музыкант, ведёт к её утрате.

Первый снимок со знаменитостью

Заслуженный деятель искусств РФ, композитор, пианист, дирижёр Ацамаз Макоев говорит, что рос на глазах Булата Гаппоевича и всегда прислушивался к его советам. Гордился фотографией с музыкантом – первым своим снимком со знаменитостью.

В последнее время они часто созванивались и обсуждали, как развивается национальная и классическая музыка.

«Ушёл из жизни великий гражданин нашей республики, честь, ум и совесть осетинской музыки, – сказал он корреспонденту «АиФ-СК». – Закатилось солнце осетинского музыкального искусства, и надеюсь, все, кто будет в дальнейшем представлять эту область в своём творчестве в своей судьбе, всегда будут помнить имя Булата Гаппоевича Газданова.

Это был непререкаемый авторитет, знаток хранитель и создатель новой и традиционной осетинской национальной музыки. Выдающийся педагог. Человек, который работал со всеми композиторами-классиками, благодаря которому были написаны первые концерты для осетинской гармони с оркестром. Благодаря ему национальный инструмент стал одним из самых популярных инструментов в Осетии.

В наше время, когда пытаются разрушить традиционные духовные ценности, провожая Булата Газданова в последний путь, мы должны сделать так, чтобы всё, что он сохранял и создавал, продолжало жить».

Макоев надеется, что музыка в исполнении оркестра имени Булата Газданова будет звучать на радио и телевидении, в театральных постановках, а его будут помнить, «пока живёт человечество и пока есть Осетия». 

Прощание с музыкантом пройдёт завтра, 31 июля, в 12:30 в Северо-Осетинском государственном академическом театре им. В.Тхапсаева.