Всему своё время
Наталья Володихина, «АиФ - СК»: Виктор Николаевич, что побудило взяться за такую нелёгкую тему и почему книга начинается с подзаголовка «Своевременный конспект»?
Виктор Кустов: История, которую изучала в школе моя внучка, так же скучна и бессмысленна, как и полвека назад, когда её изучал я. Войны, заговоры, свержение правителей, имена героев и тиранов, даты сражений. Но ради чего всё это? Подобное изложение прошлого никак не вяжется с высоким предназначением человека. Причина – учебники, исторические труды пишутся по заказу правителей. Каждый из них создавал свою историю.
«Конспект»? А как иначе обозначить собственные размышления? Как прилежный студент, я штудировал в течение трёх лет сочинения по истории России Карамзина, Соловьёва, Гумилёва. Летописи. Пытался осмыслить события, факты, найти разумную логику событий. Исходя не из деяний человеческих, а из вечного противостояния света и тьмы.
А своевременность подтверждается происходящим сегодня. В частности, ситуацией с Украиной. Мы плохо знаем историю и потому не понимаем закономерности общественных процессов.
Поворот и... разворот
– Что вас удивило в процессе этих размышлений?
– История России, как и история наших соседей на западе и на востоке, – это постоянное навязывание или отстаивание своего религиозного видения мира и понимания роли человека в этом мире, постоянное противостояние добра и зла как движущих сил всего сущего. Ключевые моменты в истории любого государства – ситуации, в которых силы созидания и разрушения приходят в неустойчивое равновесие. В России это происходит примерно каждые 74 года.
Очень важным я считаю период правления Ивана Грозного, когда вопрос о независимости России, сохранении государства и его будущего стоял острее всего. Бояре, как и нынешние олигархи, родины не знали, оказывали противодействие царю и предавали его.
Говоря современным языком, это была смена элит. И не такая уж кровавая, как её позже расписали в угоду антицарской идеологии. Эпоха Грозного – это начало движения в восточные просторы, к державной мощи, к расширению территории.
Второй поворот, уже в обратную сторону, к подчинению Западу и утрате собственного пути развития, сделал Пётр I. До этого европейские страны смотрели на Россию как на третий Рим, опасаясь её могущества, а после него – как на потенциальную колонию. Хотя и «окно в Европу» он прорубил, и город на болотах построил, и шведов побил.
Но именно после Петра противостояние сторонников независимой России как уникальной цивилизации и приверженцев вхождения в западный мир на правах недоцивилизации приобрело хронический характер.
– Книга «Восхождение по спирали» адресована школьникам?
– Начиная работу, думал, что пишу для старшеклассников, хотел помочь им подготовиться к ЕГЭ, разобраться в бесконечных княжеских распрях в период, когда язычество противостояло христианству, в дальнейших непростых отношениях с Западом, находящимся под влиянием папской церкви. Но постепенно всё чётче проявлялось главное, что сталкивало людей, народы, – отношение к вере. А это важно знать не только школьникам. Так что книга в большей степени для тех, кто пытается в истории разобраться, а не просто поверить на слово другим.
Прививка от рабского счастья
– Работа над «Конспектом» изменила ваше отношение к стране?
– В эпоху опьянения от демократии, открытых границ и обилия хлынувших товаров я почти стал «западником». Но к завершению работы над книгой я уже не сомневался, что у России своя, очень важная роль в истории человечества. Мы – пример иного понимания смысла жизни, это пугает «цивилизованный» мир. Но будущее – за нашей страной. Кстати, триста лет соседства с татаро-монголами стали хорошей прививкой против рабского счастья.
– А как же известное из школьного курса иго?
– Именно многолетняя зависимость от Золотой Орды уравняла русских князей, вынудила пойти на компромиссы, заложила основы дипломатии, показала преимущество единоначалия в государственном управлении. За триста лет сформировался генотип русского человека, а затем российской многонациональной общности, в которой главными стали независимость и осознание предназначения, отсутствие страха перед большими пространствами. Выработался опыт мирного сосуществования разных религий и культур.
В период «ига» язычников, принявших в начале XIV века при хане Узбеке ислам в качестве государственной религии, наша православная церковь имела привилегии. Восточные соседи не вытравляли веру и не насаждали свою, как это делала западная папская церковь.
– Почему вы соединили «Конспект» с другими публицистическими статьями 90-х годов?
– История едина, непрерывна. После 1917 года, на котором заканчивается первая часть, прошло ещё сто лет, да ещё каких – статьи об этом. Вспомните ошибку большевиков, которая привела в итоге к событиям 1991 года: они отрезали прошлое страны в угоду своей идеологии. Нечто подобное попытались сделать и младореформаторы в конце ХХ века, начиная отсчёт истории с момента своего пришествия во власть. Не получилось, слава богу. Прошлое – не только фундамент настоящего, это источник той духовной субстанции, которая делает жизнь каждого человека и государства наполненной глубинным смыслом. Историю надо принимать целиком, без купюр в угоду кому-либо.
Смотрите также:
- Век под знаком революции. Выстрел «Авроры» ознаменовал начало новой эпохи →
- Записки о Грузии. Часть третья. Министерство правды →
- Культ денег стал важнее чести →