Поёт жалейка, стучат трещотки. Будённовский музыкант сам делает инструменты

Светлана Болотникова / АиФ

На Дне края в Ставрополе стол с изделиями Николая Войлокова плотно обступили ребятишки: каждому хотелось поиграть на русских народных инструментах, которые он мастерит.

   
   

Передать дар не получилось

Три скреплённые деревянные ложки скользят по трём своим «близняшкам», и в руках у Николая Ивановича рождается звук, похожий на перестук копыт. Бруски, прикреплённые к ткани,  оказываются ксилофоном, на котором можно играть мелодии.  Трубочка из сливовой веточки с рогом-раструбом на конце поёт мастеру печальную песенку - это жалейка.

Делать деревянные музыкальные инструменты Николай Войлоков начал в 1970 годах, когда учился в Горьковской консерватории.  Мало овладеть столярным мастерством, нужно ещё иметь идеальный слух, чтобы дерево правильно зазвучало.

«Трещотки делать просто. Чем длиннее дощечки, тем ниже звук. А вот жалейку сможет создать не каждый. Иногда нужно её хорошенько обыграть, прежде чем она начнёт издавать звуки в лад. Пытался передать опыт своему ученику из прасковейской музыкальной школы, который сейчас играет в краевом народном ансамбле, но у него ничего не вышло», - рассказывает Николай Иванович.

Некоторые идеи он черпал в каталоге 1862 года, выпущенном купцом  Яковом Розмысловым,  до революции торговавшим товарами для музыкантов. Инструменты получались настолько звонкие и уникальные, что их раскупали лучшие ансамбли Советского Союза, включая Хор имени Пятницкого.  Николай Иванович изготавливал их по заказу объединения «Музпром». Его фамилия и снимки ударных и духовых инструментов, созданных его руками, остались в юбилейном каталоге этой компании.

На инструментах мастера играли ансамбли по всему СССР. Фото: Из личного архива/ Николай Войлоков

Нет самодеятельности - нет заказов

Сейчас, сожалеет мастер, заказов почти нет, заготовки для инструментов - бруски разных пород деревьев - годами лежат под батареями в квартире, ожидая, когда пробьёт их час.

«Музыкальной самодеятельности осталось немного, поэтому и инструменты мало востребованы», - объясняет заслуженный работник культуры РФ, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов.

   
   

Сам он поддерживает народное творчество как может. С коллекцией трещоток, колотушек, бубенцов, ксилофонов, дудочек и жалеек в этом году Николай Иванович стал победителем краевого конкурса «Русь мастеровая» в номинации «Художественная обработка древесины». Из-за пандемии конкурс проходил заочно. Мастер отправил на него видеоролик,  на котором он собирает трещотку под музыку на изготовленных им же народных инструментах. На каждом играл он сам, а потом свёл записи в одну.  Чтобы инструменты служили по назначению, на них играют музыканты народного ансамбля «Прикумье», которым Николай Иванович руководит уже более 35 лет.