Примадонна Пятигорского театра оперетты Наталья Виноградова приехала из Москвы на Ставрополье 12 лет назад. Пианистка с академическим образованием, обладательница великолепного сопрано исполняет сейчас на Кавминводах самые сложные арии в спектаклях: «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Травиата» и других. Публика Наталью любит. Но мало кто знает, какой тернистый путь ей пришлось пройти. О неожиданных поворотах судьбы она рассказала в интервью «АиФ-СК».
Церковное пение спасало от уныния
Элла Давыдова, «АиФ-СК»: Наталья, как вы оказались в наших краях?
Наталья Виноградова: Я родом отсюда, мои родители до сих пор живут в маленьком рабочем поселке Затеречный в Нефтекумском районе. Мама - преподаватель русского языка и литературы, отец - инженер-нефтяник, к музыке они никакого отношения не имели. Правда, у папы очень красивый баритон, вечерами в праздники он часто играл на гитаре и пел за дружеским столом.
Я с детства обожала оперы, смотрела их по телевизору с восторгом. И объявила родителям, что, когда вырасту, стану звездой оперной сцены. Потребовала купить мне фортепиано. До сих пор помню, как мы с мамой ходили и выбирали инструмент, и название его помню - «Кубань».
С шести лет пошла в музыкальную школу. В Затеречном она была небольшая, но преподавали профессионалы высокого уровня.
- Где продолжили образование?
- Сразу после школы приехала из посёлка в Ставрополь и здесь закончила колледж искусств как инструменталист. Пела в храме Успения Божьей Матери, что расположен в нижней части города. Мне было тогда 16 лет, очень нравилось церковное пение. В тяжёлые 1990-е это спасало меня от уныния.
Затем поступила в Астраханскую консерваторию. Однажды в областном центре проходил фестиваль оперной музыки, приехали звёзды Большого театра. Я аккомпанировала. Один из солистов-москвичей, чуть позже подошёл и сказал: «Что ты делаешь на фортепианной кафедре с таким голосом? Срочно езжай в Москву учиться на вокалистку, ты за этим роялем погибнешь».
Я прислушалась к этому совету и через некоторое время отправилась в Москву. Когда поступала Российскую академию музыки имени Гнесиных, конкурс был восемь человек на место. Я до этого не занималась вокалом, не готовилась к экзаменам - такая Фрося Бурлакова. В итоге легко поступила.
«Беги отсюда!»
- Как началась ваша певческая карьера?
- После окончания Гнесинки, прошла прослушивание в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Меня взяли в труппу, причём на самые престижные драматические партии, радости не было предела! Но неожиданно после прослушивания меня отвел в сторону заведующий труппой Николай Болдин и сказал: «Беги отсюда. Тебе нет и 30 лет, голос твой ещё не созрел для таких сложных арий. Через пару лет от него останутся лохмотья, тебя используют и выбросят, и к 40 годам ты не сможешь петь уже ничего.
- Пережили шок, наверное?
- Конечно! Но благодарна этому человеку по сей день. Потом выяснила, что, действительно, молодые певцы, исполняющие драматические партии, после 40 лет полностью теряют голос. Мне было очень обидно, но я всё обдумала и отказалась от зачисления в труппу. Слезы утёрла и пошла в Московский государственный академический камерный хор. Работала там три года, много ездила на гастроли, получила большой опыт работы над звуком. Меня научили относиться к голосу как к дорогому музыкальному инструменту. А инструмент должен быть ухожен и хорошо настроен.
- И как настраиваете свой голос?
- Это в первую очередь выбор определённого репертуара, чтобы не перегружать голос. Ежедневные занятия, распевание. Я каждый день занимаюсь по два-три часа.
- Какие продукты запрещены для оперных певцов? Пьёте яйца для подержания голоса, как героиня старого советского фильма?
- Яйца пью, только перепелиные. А запрещены все цитрусовые – их ни в коем случае нельзя есть в день концерта, они сильно раздражают слизистую горла. Нельзя употреблять перец, шоколад, а орехи и семечки страшно сажают голос. Молоко, мороженое тоже под запретом.
У меня дома стоит мощный увлажнитель воздуха, масляный ингалятор всегда с собой, капаю на него анисовое масло. Обязательно надо следить за физической формой, ежедневно занимаюсь спортом.
Самое тяжёлое время
- Как же вы оказались в Пятигорске после московской сцены?
- Познакомилась с основателем и худруком театра «Новая опера» Евгением Колобовым. Это был один из лучших дирижеров России. Он поверил в меня и взял в труппу «Новой оперы», коллеги по сцене дико завидовали его покровительству, плели бесконечные интриги, наш руководитель как мог уберегал меня от них, но, к сожалению, неожиданно ушёл из жизни. Моя работа в этом прославленном театре на этом закончилась.
- Сложно было пережить уход из «Новой оперы»?
- Это был самый тяжёлый момент в моей жизни. Пустота, неопределенность. У меня был внутренний слом, и с личной жизнью тоже начались проблемы - разошлась с мужем-музыкантом, рассталась и со своим концертмейстером, с которым работала много лет.
В итоге решила вообще уйти из музыки. Девять месяцев работала на торговом складе в Москве кладовщиком. Это был сложнейший период. Из этого состояния меня вытянула подруга. Она сказала: «Наташа, так нельзя, возьми себя в руки, надо возвращаться». Я поняла, что Москва меня не принимает и нужно уезжать, лечить душу и тело.
- Отправились в отчий дом?
- Да, вернулась в родной Затеречный на Ставрополье к маме. Как-то на выходных мы всей семьей поехали отдохнуть на КМВ, долго гуляли по Пятигорску, пришли в парк «Цветник», присели на скамейку возле театра оперетты. Мама мне и говорит: «Наташа, а ты ведь могла бы здесь работать, посмотри какой красивый театр». Через несколько дней я приехала на прослушивание.
- Как вас принял Пятигорский театр?
- Администрация театра приняла прекрасно, и отношения у меня с директором театра Светланой Калинской с первого дня были замечательные. Я очень благодарна ей за многие вещи - за поддержку, за веру в меня. В 2012 году мы вместе с главным дирижёром театра Львом Георгиевичем Шабановым стали делать «Музыкальные гостиные» в нашем театре, они пользовались огромным успехом у зрителей.
- Сейчас сожалеете, что не вернулись в Москву?
- Ни капельки. В Москве мне не удалось бы сделать и десятой доли того, что я сделала здесь, в родном крае. Я столько всего перепела, начала сама писать музыкальные программы, сейчас работаю с огромным удовольствием, и у меня всё получается. Растут двое прекрасных детей: дочь и сын. Дети не имеют отношения к музыке: дочь – медик, заканчивает вуз, а сын учится в президентском кадетском училище. Я абсолютно счастлива, что работаю и живу на Ставрополье.