Музей с минаретом и армянский квартал. Каким был Ставрополь сотни лет назад

Экскурсии интересны молодёжи © / Яна Бокова / Из личного архива

Краевед Яна Бокова несколько лет водит экскурсии по Ставрополю. Недавно она разработала новый маршрут, в котором отражено наследие разных народов, живущих в городе с его основания. Главные достопримечательности из пятичасовой экскурсии - в материале «АиФ-СК».

   
   

Ворота Кавказа

Экскурсия начинается у Триумфальной арки на проспекте Карла Маркса, одного из самых узнаваемых символов Ставрополя. Когда в 1841 году её построили, она служила символическими городскими воротами, поскольку за ней начинался Тифлисский тракт, по которому ездили в Грузию.

«Тифлисские ворота построил купец Гавриил Тамамшев в честь 30-летия победы Российской империи над Наполеоном, - рассказала Яна Бокова. - Эта дата широко отмечалась по всей стране, в разных городах возводили триумфальные колонны и арки, а поскольку в Ставрополе жило немало офицеров, участвовавших в Бородинской битве, город не мог остаться без соответствующего памятника. Когда в 1864 году закончилась Кавказская война, ворота стали называть Триумфальной аркой».

По праздникам триумфальную арку подсвечивают триколором. Фото: АиФ/ Виктория Ветер

Раз в неделю от Тифлисских ворот выезжали экипажи в сторону Георгиевска и Владикавказа. Рядом с ними находилась каменная пристройка, где всё время дежурили казаки с пушкой для защиты от вторжения, а сразу за ними начиналась главная улица, сменившая немало названий. Сейчас это проспект Карла Маркса с пешеходным бульваром Ермолова.

Триумфальную арку разрушили в годы советской власти, и лишь к 221-летию Ставрополя городские активисты добились, чтобы её отстроили заново по старинным чертежам.

Райадминистрация на месте церкви

Параллельно проспекту Карла Маркса с его историческими особняками и новыми торговыми центрами проходят улицы Шаумяна и Горького, где в старину селились армянские купцы. На первых этажах их домов располагались магазины. Была у армян и своя церковь, которая находилась у восточного склона Крепостной горы (сейчас на её месте находится здание администрации Октябрьского района), и своё кладбище с часовней на Ташле, на месте которого сейчас растёт ореховая роща. Новую церковь армянская диаспора строит уже несколько лет на улице Войтика.

«Самая известная достопримечательность армянского квартала - Нижний рынок, - рассказывает экскурсовод. - Изначально на месте рынка был выгон для скота, который периодически превращался в топкое болото из-за родников, текущих со склонов Крепостной горы. Но город рос, и жителям нужно было удобное место для торговли, поэтому в 1850-х топь осушили, а на её месте организовали базар с каменными рядами для купцов и деревянными - для мещан».    
   

Как и сейчас, на базаре были «обжорные ряды», где можно было отведать мясные деликатесы. Чтобы продукты не портились, их хранили в ледниках, которые организовали в подвалах. Поблизости стали открывать гостиницы и постоялые дворы, один из них держала семья ставропольского писателя Ильи Сургучёва.

Попил воды и передумал

Казанский кафедральный собор возвышался над Ставрополем с середины XIX века, и по сей день его колокольню видно из разных точек города. Это одно из самых высоких зданий в крае (вместе с куполами 76 метров), и его, как и многие другие церкви, пришлось отстраивать заново: советская власть оставила от храма лишь фундамент. Колокольню с разноцветным мозаичным куполом восстановили по старинным чертежам в прошлом году.

Рядом с собором находится памятник советскому генералу Иосифу Апанасенко, похороненному в Ставрополе в 1943 году, а также памятник императору Николаю I, который остался не в восторге от города и чуть не лишил его статуса областного центра, но сменил гнев на милость, выпив местной воды.

«Записанная краеведом Григорием Прозрителевым история гласит, что, приехав в Ставрополь в 1837 году, император был недоволен грязными дорогами и городом в целом, - рассказала Яна Бокова. - Он объявил, что переносит областной центр на Кубань из этого туманного неказистого места, и напоследок потребовал воды. Ему поднесли кружку с водой из родника Карабин, и, видимо, она оказалась настолько вкусной, что государь изменил своё мнение и сохранил за Ставрополем статус областного центра. После императорского визита родник, который находится в Павловой даче на юге города, благоустроили, а рядом построили николаевскую беседку».

Звезда Давида на фасаде

По субботам у здания загса рядом с Крепостной горой толпятся кортежи, невесты с подружками и женихи. Ничто не напоминает, что на этом месте находилась синагога и еврейская школа.

«Евреи жили в Ставрополе с 1860-х годов, некоторые из них были весьма влиятельными людьми, владели мастерскими и магазинами, но до начала XX века у них не было ни молельного дома, ни школы, где могли бы учиться их дети, - рассказывает экскурсовод. - Двое предпринимателей - Симон Зайдман и Мейсур Минц - попросили у наместника Кавказа разрешения построить синагогу. Несколько лет собирали деньги и арендовали для религиозных нужд другие здания, а к 1908 году наконец открыли свой молельный дом в величественном двухэтажном здании. Рядом с ним построили небольшую еврейскую школу, фасад которой украшала звезда Давида».

В 1930-х синагогу закрыли и превратили в склад, а в школе устроили коммунальные квартиры. Без должного ухода здания ветшали. По стене школы пошла трещина, и её пришлось разобрать. В 1947 году разрушили и бывшую синагогу, а на её месте построили Дворец бракосочетаний.

На отделку денег не хватило

Зданию единственной в городе мечети повезло больше, чем синагоге: оно сохранилось практически в первозданном виде. Сейчас в нём находится картинная галерея ставропольского художника Павла Гречишкина.

Здание мечети удалось сохранить. Фото: АиФ/ Виктория Ветер

«В XIX веке на месте музея находилась усадьба князя Давлет-Гирея Бибердова, которому также принадлежал большой участок леса вокруг нынешней горбольницы №2, - рассказала Яна Бокова. - В 1896 году он завещал мусульманам Ставрополя свою усадьбу, чтобы те построили на её месте мечеть, и даже назначил муллу. После смерти князя городские власти долго не позволяли исполнить его последнюю волю, но в конце концов пошли на уступки и даже выделили деньги на строительство».

К Первой мировой войне мечеть построили, но на внутреннюю отделку денег уже не было. Отсутствие росписей на стенах не стало препятствием для прихожан, так что службы там проходили вплоть до закрытия в 1929 году. В здании разместились магазины, а после войны - один из отделов архива.