Лечит Мельпомена. Как театр помог в реабилитации детей Беслана

Анна Максименко / АиФ

В этом году оканчивают школу дети, которые в 2004 г. пришли в первый класс бесланской школы №1. Все 12 лет после теракта бывших заложников лечили… театром. Благотворительный проект «Театры – детям Беслана» завершается.

   
   

Общая боль

За годы театральной терапии ребята научились радоваться жизни. Репертуар подбирался тщательно: интересный для всех возрастов.

«Эффект был заметен не только у зрителей, но и у актёров в душе что-то переворачивалось, – вспоминает преподаватель школы-студии МХАТ и координатор программы «Театры – детям Беслана» Марк Литвак. – Одна из актрис после спектакля вдруг заплакала. Сказала, что только сейчас поняла, что не зря прожила жизнь. Но реализация идеи театротерапии потребовала затрат. Актёры были согласны выступать бесплатно, но перелёт, проезд, гостиницы, реквизит – на всё это нужны были средства. На проект откликнулось руководство республики, Владикавказский академический русский драматический театр им. Вахтангова распахнул двери, а всю финансовую нагрузку взял на себя Банк Москвы. На Кавказе есть мудрость: «Пусть твоя боль перейдёт на меня». И я надеюсь, что часть боли, которую испытывают бесланские жители, мы смогли взять на себя».

Тяжело забыть

Евгений Миронов: "Я восхищен мужеством жителей Беслана". Фото: АиФ/ Анна Максименко

В рамках программы проходили и творческие встречи с детьми. В этот раз в Беслан приехал народный артист России Евгений Мировнов.

«Я онемел от горя. Все, к сожалению, переживают потерю близких людей, но то, что случилось здесь, затмевает всё, –  поделился впечатлениями Евгений Миронов, обращаясь к зрителям в зале. – Я восхищаюсь силой людей, переживших этот кошмар. Пообщался с детьми – они прекрасны! Спрашивали больше всего о выборе профессии, особенностях жизни актёра. Я с удовольствием делился своим жизненным опытом и обрёл здесь новых друзей. Но мне кажется, что программа не может быть закончена. Трагедию эту нельзя забывать. Учителя рассказали, что, когда построили новую школу и школьники пришли знакомиться с новостройкой, то испугались слишком высоко расположенных окон в спортзале, сказали, что из такого помещения невозможно будет спастись. Это искоренить из памяти очень тяжело».

Против террора

Продолжить проект хотят многие. В министерстве культуры республики считают, что искусство – это территория, где невозможна вражда, а проект «Театры – детям Беслана» оживил всю культуру республики. В несколько раз стало больше учеников в художественных и музыкальных школах, театральных кружках. Подтверждают это и учителя, бывшие заложниками вместе с детьми.

Кстати
Республиканское правительство присвоило Евгению Миронову звание «Народный артист Республики Северная Осетия­Алания».
«После случившегося меньше всего нам хотелось идти в театр, – вспоминает Елена Ганиева, замдиректора гимназии №1 имени героев спецназа г. Беслана. – Мы были агрессивны, боялись помещений, большого скопления людей. Нас заставил пойти в театр психолог Александр Колмановский. Мы прорыдали весь спектакль, но стало легче. Было много программ создано после случившегося. Одни не сработали, другие, в том числе и театральная терапия, действуют уже на протяжении почти 12 лет. Одна девочка никак не могла определиться, кем она хочет стать – журналистом или актрисой. Проект ей помог, в этом году она будет поступать в театральное училище».    
   

«Мне очень хочется сказать, что проект будет продолжен, – сказала Евгения Мамсурова, вице-президент Банка Москвы. – Я очень благодарна людям, которые его сделали, и горжусь своей причастностью к ним и всему, что они сотворили. Я не могу обещать, но мы постараемся сделать так, чтобы эта особенная программа не закончилась».

За годы реализации программы прошли десятки гастролей известных театров России, Дании, США. Детям показали более 60 спектаклей, прошли встречи с артистами. По оценкам психологов, работавших в Северной Осетии, гастроли театров стали одной из самых эффективных форм оздоровительной терапии.