Традиции народов Кавказа, словно в зеркале, отражаются в танцах. Их разнообразие и в то же время сходство показали участники II Международного фестиваля кавказского танца VRITME, который прошёл во Владикавказе 23 ноября.
Дружат на сцене
Целями фестиваля был обмен опытом между хореографическими коллективами, укрепление дружеских и творческих контактов, а также возрождение и поддержка народных традиций. Организовали его Нина и Василий Полины.
«Конкурс грантовый. Впервые мы провели его весной. Тогда было 700 участников. На этот раз их немного меньше. В составе жюри - народные артисты, заслуженные работники культуры, опытные балетмейстеры. У нас в гостях Ростов, Ставрополь, Черкесск, Нальчик, наши местные коллективы, владикавказские. Мы всех рады приветствовать, на-
деемся на дальнейшее сотрудничество», - рассказала Нина Полина.
Участниками стали около 500 танцоров от шести до 26 лет. Они боролись за призовой фонд в 100 тыс. рублей. Каждый ансамбль или солист должен был показать от четырёх до девяти номеров. Всего на сцене концертного зала Северо-Осетинского госуниверситета показали 54 танца. Погрузиться в яркий и самобытный мир культуры народов Кавказа могли все желающие.
«Царили дух доброго соперничества и невероятная атмосфера радости. Танцоры разных возрастов в ярких, красивых костюмах исполнили на фестивале немало интересных номеров, что превратило его в красочный праздник», - поделился Василий Полин.
К примеру, представители Ставрополья вышли на сцену с чеченским танцем, а участники из Владикавказа познакомили зрителей с лакским.
Зафак как первое свидание
В жизни этих и других кавказских народов танцы играли особую роль и были самым массовым видом национального искусства. Без них не проходило ни одно торжество.
Не были исключением и черкесы (адыги), у которых для каждого события имелся отдельный танец. Одним из самых популярных и известных был зафак, название которого переводится как «идти навстречу».
Он символизировал первую встречу девушки с парнем, поэтому его ещё назвали танцем знакомства или свидания. Существовало несколько видов зафака. Их исполняли в одном стиле, но в разном темпе.
Встретившись впервые в этом танце, молодые люди обменивались взглядами и будто разговаривали на языке движений. Именно в них и заключался основной смысл, поэтому каждое движение играло огромную роль. Девушка должна была вести себя в танце скромно и двигаться очень плавно, опустив глаза.
Одним из самых интересных элементов традиционного женского костюма черкешенок в танце был веер. По-адыгски он назывался «жьыф» от слова «жьы» - «воздух».
Везде, кроме родины?
По итогам фестиваля Гран-при и приз в 50 тыс. рублей получил образцовый ансамбль «Фидæн» из Владикавказ за исполнение абхазского танца.
Ещё несколько коллективов удостоились дополнительных наград. Студии кавказского танца «Этно» Анжелы Аджиевой из Черкесска, которая представила номер «Лъапэрисэ», вручили сертификат на 20 тыс. рублей за сценическое искусство. Такого же приза удостоился за хореографическую постановку владикавказский ансамбль «Арвон», исполнивший аварский танец.
Национальные танцы, считает Василий Полин, можно назвать особым видом хореографического искусства.
«Побывав на фестивалях по кавказским танцам в разных городах России, мы задумались, почему у нас во Владикавказе, на родине этого жанра, редко проводят такие смотры, - говорит Василий Полин. - И появилась идея создать Международный фестиваль кавказского танца».
Первый раз он прошёл 4 мая 2024 года. По словам организаторов, радости детей не было предела. Тогда и решили провести в этом году ещё один хореографический конкурс.