В сельской школе Северной Осетии заработала мастерская старинных осетинских музыкальных инструментов.
Аккомпанемент для эпоса
Ученики первой школы села Тарского приходили в класс Заура Демева даже в дни зимних каникул — настолько их увлекает процесс изготовления осетинских старинных инструментов. Образцы некоторых из них археологи находили в скифских курганах.
Век назад народные инструменты были широко распространены в республике, но постепенно стали замещаться аналогами. Например, ансамбли стали играть на обычных балалайках, потому что осетинские дала-фандыры трудно было достать, их мало кто умел делать.
Возродить старинное искусство изготовления инструментов и аутентичное звучание народных мелодий много лет назад взялся Сослан Моураов. Дело продолжил его ученик, физик по профессии Заур Демеев. Ему перешли в наследство станки учителя и столярный инвентарь. Когда помещение во Владикавказе попросили освободить, Заур перевёз все это в родное село Тарское.
«Два года я почти не прикасался к инструментам, но меня мучила совесть, что всё это простаивает. Я мечтал поделиться своими знаниями и умениями с другими людьми. Хотелось, чтобы осетинская музыка продолжала выполнять свою воспитательную роль, - говорит Заур. - Это ведь часть культуры, без которой не может быть народа. В осетинских песнях, основанных на нартском эпосе, отражён агъдау - свод неписаных законов, по которым мы раньше жили. Мне важно было передать всё это младшему поколению, и я пришёл со своей идеей в школу, которую когда-то окончил».
Зазвучат по-новому
Директор учебного заведения Дунесса Техова предложению бывшего выпускника была рада.
«Я всегда за то, чтобы у детей было больше дополнительных занятий, поэтому я заручилась поддержкой районного управления образования и предоставила ему помещение в школе, - поясняет она. - Занятия начались 1 декабря. Ребята учатся делать инструменты и играть на них».
В мастерскую стали ходить не только мальчишки, которым нравится работать с деревом, но и девочки. Им особенно нравится играть на 12-струнной арфе — дыууадастанон-фандыре. Также ребята учатся делать предшественников скрипки - хъисын-фандыры (струны которых раньше изготавливали из конского волоса, как и смычки сейчас) и трёхструнные, как балалайки, дала-фандыры (на которых в стародавние времена натягивали жилы животных, а сейчас просто нейлоновые струны).
Заур освоил эти инструменты сам, без всякой музыкальной школы, а теперь учит ребят подбирать мелодии на них на слух, кое-что объясняет по нотам, а кое-что — по своей собственной методике.
В дальнейшем учитель хочет делать вместе с учениками осетинские волынки лалым-уадындз, барабаны гуымсаг и другие осетинские инструменты. Их звучание, по словам Заура, пронизывает до глубины души. Образование физика ему помогает ему добиваться нужного резонанса, а узоры по дереву добавляют изделиям национальный колорит.
Смотрите также:
- И физик, и лирик. Как живет девятилетний вундеркинд из Владикавказа →
- «Правильный» папа и режим. Что нужно, чтобы вырастить гения? →
- Молодым выгодно идти работать в школу →