Мистика 1942-го. Как создавался вышедший в прокат фильм «Семь чёрных бумаг»

Первоначальный сценарий был переписан, и фильм стал более мифологическим. © / Кадр из фильма

Осетинская драма о Великой Отечественной войне «Семь чёрных бумаг» вышла в прокат на 220 экранах страны. Рассказ о том, как семьи получали похоронки в 1942 году, при переработке сценария приобрёл мистический оттенок. Что осталось за кадром – в материале «АиФ-СК».

   
   

Среди вершин Кавказа

Картина «Семь чёрных бумаг» вышла на экраны при поддержке Министерства культуры России в День Победы. В североосетинских пабликах драма на осетинском языке уже собрала восторженные отзывы. Билеты в республике раскупаются очень быстро, попасть на премьеру почти невозможно.

Фильм снят по мотивам повести Михаила Булкаты «Семь чёрных бумаг» о Великой Отечественной войне, которая коснулась каждой осетинской семьи. 1942 год. В небольшое высокогорное осетинское село одна за другой приходят похоронки. Братья Бечыр и Дзамболат и их мать Дзерасса ждут главу семьи, ушедшего на фронт.

Братья подговорили юного почтальона прятать похоронки. Кадр из фильма.

Видя, какое горе приносят чёрные бумаги, братья подговаривают мальчишку-почтальона не отдавать похоронки, а спрятать их до конца войны. Но однажды на фронте гибнет отец Бечыра и Дзамболата, и старший брат принимает решение идти на войну – мстить врагу.

Как рассказали создатели фильма на закрытом показе, предшествовавшем премьере, в Доме Вахтангова во Владикавказе, локациями послужили восемь сёл Северной Осетии. Основные сцены сняты в Камунте на высоте почти 2000 метров над уровнем моря.

Работать в горах было непросто, часто менялись погодные условия.

Горы диктовали режим съёмок. Кадр из фильма.

«Абсолютно все на съёмочной площадке вкладывали душу. Надеюсь, это чувствуется через экран. Мы это делали с огромной любовью», – признался генеральный продюсер картины Аслан Сокуров.

   
   

«Благодаря нашему режиссёру всё получилось отлично», – поделился мнением самый юный участник съёмочной группы Заур Абоев, сыгравший Дзамболата.

Сценаристом фильма был Алан Колиев, режиссёром - Анатолий Колиев. С 2017 года Анатолий работал сценаристом в «Российской продюсерской компании Yellow, Black and White», в 2019 поступил во ВГИК на высшие курсы режиссёров, учился в мастерской Владимира Фокина. В «Семь чёрных бумаг» он включил и личную историю.

Старика Кудзи сыграл председатель регионального отделения Союза театральных деятелей, народный артист РСО-А Казбек Губиев. Кадр из фильма.

«В 1942-м мужчины Осетии ушли на фронт, вернулись единицы, один из немногих – мой дед. Его не стало в 2007-м, но пока он был жив, мы часто разговаривали о войне, он подробно всё рассказывал, это отложилось у меня в подсознании, – рассказал Колиев. – Мой сценарий Алан полностью переписал, получилось абсолютно другое произведение с мистическими, мифологическими перипетиями. Он поменял концепт.

После того, как сценарий был готов, мы с оператором-постановщиком Рысбеком Бокеевым стали прорабатывать визуальные решения».

Зиту Лацоеву пробовали на две роли. Кадр из фильма.

Среди 300 мальчишек

Кастинги актёров шли почти год. В них участвовали в основном артисты осетинских театров. Главные женские роли закрыли без особых сложностей.

«Зиту Лацоеву и Диану Цаболову мы пригласили на парную пробу – на роли Уарзетты и Мишурат. Это дочь и мать, которым почтальон вручил первую похоронку в саду в начале фильма, – продолжил Анатолий Колиев. – Они были очень убедительны. Диана (Мишурат) смогла расплакаться, Зита очень тонко подошла к своей героине Уарзетте, и я тогда сразу сказал, что это её роль. Но потом оказалось, что Зита прекрасно справляется и с главной ролью.

Мы долго думали, какого возраста должны быть мальчики и их мать Дзерасса. Решили, что надо найти 35-летнюю женщину, потому что в прежние времена замуж выходили раньше, – пояснил сценарист. – Сначала мы искали актрису среди осетин в Москве, потом в Осетии, в Петербурге. Среди кандидаток на роль была даже одна иранская актриса.

Когда Зита Лацоева пришла на новый кастинг, мы после пробы первой же сцены утвердили её на главную роль. Из-за этого освободилась роль Уарзетты. И вновь удача – на предложение кастинг-директора откликнулась Залина Галаова. Она была утверждена после первой же пробы».

Сцена с Залиной Галаовой и Дианой Цаболовой открывает картину. Кадр из фильма.

Парнишек на роль сыновей Дзерассы подобрали не сразу. В итоге их сыграли Максим Караев и Заур Абоев. Долго не было кандидата, который воплотил бы старика Кудзи.

«Это была огромная проблема, потому что с этим персонажем легко было скатиться во что-то академичное и театральное, – признался Анатолий Колиев. – Пришёл Казбек Губиев, и это было точное попадание.

На следующий кастинг пришёл Дзамболат Дзуцев – мальчик, который сыграл почтальона Иласа. Мы, признаюсь, отсмотрели, наверное, не меньше трёхсот мальчишек, прежде чем нашли его.

Подобрать мальчишек оказалось сложнее всего. Кадр из фильма.

Интересно вышло с Андреем Кокоевым. Он на кастинге прихрамывал, потому что подвернул ногу. Тогда и пришла идея, что и его герой будет хромать. Андрей всё сделал очень убедительно. Он умеет перевоплощаться. Один из самых талантливых актёров в Осетии, им заинтересовались в Москве.

В целом актёрский ансамбль собрался крепкий, и хотелось бы поблагодарить за это нашего кастинг-директора Ирину Талханову».

Писали «свои для своих»

Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей, народный артист РСО-А Казбек Губиев, сыгравший в фильме роль старика Кудзи, не скрывал, что ему было приятно получить приглашение на съёмки.

«Вдвойне приятным было то, что меня позвали наши земляки, которые живут далеко отсюда, – рассказал он корреспонденту «АиФ-СК». – Очень пришлись по душе Анатолий и Алан Колиевы. Во время съёмок они создали такую атмосферу, что находиться на площадке было в удовольствие.

Вот только один момент. Я каждую ночь уезжал со съёмок то два часа ночи, то под утро. А всё снимали, напомню, высоко в горах. И когда бы мы ни заканчивали, в любое время меня отправляли домой с водителем и потом привозили обратно. Было такое вот трепетное отношение к актёрам».

Сценарий Казбеку очень понравился, и не только потому, что он написан на осетинском языке, но и потому что тема войны актёру близка.

«Мне отовсюду звонят, поздравляют с премьерой, – порадовался Губиев. – Из Дагестана звонил мой старый друг Осман, с которым мы учились в Щукинском, восторженно говорил о фильме, были звонки из Нальчика, Москвы. Поздравил и сказал, что видел фильм, Аким Салбиев, другие наши земляки.

Оказывается, картина идёт на 220 площадках России. Это очень радует, надеюсь на возрождение осетинского кино, которое когда-то было лучшим на Северном Кавказе. Мечтаю, чтобы у нас вновь была своя киностудия. У нас есть для этого всё: замечательные актёры, режиссёры, и вообще Осетия – самое лучшее место для жизни».

Война затронула едва ли не каждую семью, поэтому фильм близок всем жителям республики. Кадр из фильма.

Снялись в фильме также музыкант Таму Березов, народная артистка и заслуженный деятель искусств республики Роза Бекоева, актриса Северо-Осетинского академического театра имени Владимира Тхапсаева, зампредседателя североосетинского Союза театральных деятелей Фатима Пагиева и её супруг, заслуженный артист Северной Осетии Андрей Кокоев. Ему досталась роль отрицательного героя, но это не стало проблемой для него.

«Всё, что делаешь, надо делать хорошо, это даётся через труд. Мне помогли, рядом были добрые и отзывчивые люди, которые сопереживали и подталкивали меня. Если кому-то это понравилось, то это большое счастье», – поделился он.

На вопрос, хотел ли бы он что-то улучшить в сценарии, признался, что относится к этой ленте предвзято, потому что она создана земляками.

«Это как если бы твой ребёнок написал стихотворение, и какое бы оно простое ни было, тебе оно дорого, – сравнил актёр. – «Семь чёрных бумаг» писали свои для своих, и поэтому я на их стороне и не смею судить. И не буду кокетничать, у артистов в нашей республике не такой большой выбор ролей. Конечно, приятно, когда профессионалы позитивно оценивают твою работу. Ну и немножко тревожно, потому что хочется этому соответствовать».

Анатолий Колиев на съёмочной площадке. Фото: Из личного архива/ Анатолий Колиев

Над картиной также работали директор Заур Такулов и композитор Алан Макиев. В фильме звучит стихотворение осетинского поэта Хазби Калоева, погибшего в годы Великой Отечественной войны на Курской дуге.