Кунаки воспитали. Откуда в традициях терских казаков кавказские мотивы?

Артисты часто выезжают на гастроли. © / Ансамбль "Терские казаки" / Из личного архивa

Аутентичную казачью культуру в Кабардино-Балкарии сохраняет Государственный фольклорный ансамбль песни и пляски «Терские казаки».  Какими были обряды и наряды предков и почему в них так много взято из кавказской культуры, корреспонденту «АиФ-СК» рассказали артисты.

   
   

Перенимали обычаи горцев

Коллектив постоянно выезжает в фольклорные экспедиции, записывая казачьи песни. Затем следует кропотливая работа над их расшифровкой, тщательный отбор самых ярких из них. Благодаря этому ансамблю удаётся воспроизводить народное пение терских казаков с его хоровым распевом, сохраняя самобытность стиля и манеры исполнения.

«Мы ездим по сёлам и станицам нашей республики, собираем народный фольклор. Особенно богаты им Прохладненский и Майский районы, знаменитые Екатериноградская и Приближная станицы, - рассказал вокалист Михаил Старостин. - Это исконно казачьи населённые пункты. Там до сих пор есть люди, которые хранят эти традиции, стараются передать молодому поколению свои знания. Сохранились терские старинные песни, которые поются акапельно». 

По его словам, терцы отличаются от других казаков особой манерой речи, произношением. Есть у них с кубанцами и донцами похожие слова, значение которых может разниться. Терские казаки многое переняли у местного населения: балкарцев, кабардинцев, дагестанцев, чеченцев и других народов. 

Культурному обмену способствовала традиция куначества. Её суть состояла в том, что сын из казачьей семьи передавался на воспитание в семью другой национальности и наоборот. При этом к ребёнку кунака относились, как к родному. Мальчик мог жить в чужой семье 10-12 лет. 

Кунаки обменивались подарками и давали детям имена в честь друг друга, приглашали на свадьбы членов семьи. Дети перенимали национальные обычаи друг друга и укрепляли дружбу между народами.

В пост свадьбы не играли

Казаки уважали семейные узы. Казачья свадьба представляла собой сложный и долгий обряд со строгими правилами. На этом торжестве никогда не ставили цель продемонстрировать богатства родителей жениха и невесты. Свадьба была важным духовным событием в жизни станицы.

   
   

Терские казаки соблюдали запрет на свадебное веселье в церковные посты. Жениться предпочитали осенью и зимой, когда завершались полевые работы, и урожай повышал достаток семей. 

В брачный процесс могли вмешаться община и войсковая власть. К примеру, запрещалось выдавать девушек замуж в соседние населённые пункты, если в своём наблюдался избыток холостых мужчин. Спутников жизни молодым выбирали родители. Сваты могли нанести визит в дом невесты и без жениха, захватив лишь его шапку, девица до самой свадьбы не увидела бы будущего мужа.

Казачья свадьба состояла из трёх этапов - сватовства, свадебного торжества и послесвадебного ритуала.

Свадьбы включали потешные обряды. Например, родителей жениха возили по улицам в корыте, а потом запирали на чердаке - «горыще», оттуда они могли выйти, только откупившись «четвертинкой» спиртного.

Гостей тоже не оставляли без «внимания». У них «воровали» кур, под покровом темноты закрашивали известью окна. Но никто не воспринимал это как оскорбление. 

Рай в мазанке

Молодой семье, конечно же, был нужен свой дом. Строительство стало частью традиционной казачьей культуры. В нём участвовала вся станица.

У терских казаков были распространены турлучные дома. По периметру здания в землю вкапывали столбы разного размера - «сохи» и «подсошники» - и переплетали лозой.

Когда каркас был готов, приглашали близких и соседей для первой мазки «под кулакы»: смешанную с соломой глину вбивали кулаками в плетень. Спустя семь дней приступали ко второй мазке «под пальцы»: глину с половой вминали и разглаживали руками. Для следующей мазки -  «гладкой» - мазки в глину добавляли полову и кизяк.

Закладка жилья сопровождалась особым обрядом. На место будущей хаты бросали клочья шерсти домашних животных, перья, «чтобы всё водилось». А брусья из дерева, на которые потом настилали потолок, перемещали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

При возведении нового дома в стену замуровывали крест из дерева, призывая божье благословение для будущих новосёлов.

После завершения строительства хозяева угощали всех помощников. Плату за работу брать не полагалось. 

Самое почётное место в жилище занимал красный угол. Его устраивали в виде киота (шкафчика) с иконами, украшенного рушниками и бумажными цветами. Под ним на угловом столе ставили предметы священного или обрядового значения, к примеру венчальные свечи.

И кофточка из ситца

Костюм терских казаков включал в себя военную форму и повседневную одежду. Наряды впитали в себя культуру народов Северного Кавказа. Ведь русские и горцы жили рядом, участвовали в торговле и обмене, в том числе и культурно-бытовом. 

Казачья военная форма сформировалась к середине XIX века. Она состоит из суконной черкески чёрного цвета, тёмных шаровар, бешмета, башлыка, зимней бурки, папахи и сапог.

Традиционный наряд казачек состоял из юбки и кофточки (кохточки), которые шили из ситца. Кофту могли сделать приталенной или с басочкой (оборкой на талии), но непременно с длинным рукавом, с отделкой из красивых пуговиц, тесьмы, кружев.

Юбки собирали у пояса, чтобы они выглядели пышными. Их шили широкими, из нескольких полотнищ на шнурке. Холщовые нижние юбки надевали под верхнюю, иногда по две-три, одна на другую. 

Все эти особенности в ансамбле учли, создавая костюмы для выступлений. А в концертные программы вплели кавказские мотивы.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель художественного руководителя ансамбля Алексей Ежков:

«Терские казаки – неотъемлемая часть народа Кабардино-Балкарии. В уставе нашего коллектива прописаны поддержание и передача казачьих традиций и культуры подрастающему поколению, развитие молодёжи в казачьем духе. Поэтому ансамбль часто выступает перед старшеклассниками и студентами, они могут ходить на наши концерты по Пушкинской карте. Но в целом наш репертуар рассчитан на все поколения».

СПРАВКА

ГКУК «Ансамбль терских казаков» создан в 1996 году. Его возглавляет заслуженный деятель искусств КБР, художественный руководитель Галина Бочарова. Ансамбль является лауреатом всероссийских конкурсов. В 2010 году выступал на всех правительственных мероприятиях, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В 2023 и 2024 годах дважды участвовал в культурно-массовых мероприятиях на подшефных территориях Херсонской области. Плодотворная деятельность коллектива отмечена многочисленными грамотами, дипломами и благодарностями.