Ученик Петра Чайковского, учитель Сергея Рахманинова, друг Льва Толстого - всё это относится к пианисту Сергею Танееву. Лев Николаевич безумно ревновал жену к композитору, что и стало поводом к написанию «Крейцеровой сонаты». Танеев часто бывал на Кавказе и записал здесь народную музыку, удивив местных жителей существованием нот.
Подробнее о визитах маэстро на Воды накануне его дня рождения 25 ноября «АиФ-СК» рассказал известный краевед из Кисловодска Борис Розенфельд.
Окреп, похудел и помолодел
«Сергей Иванович не менее десяти раз побывал в наших краях в летнее время. Его привлекали не только лечебная вода и живописные места, но и завораживающая народная музыка, он мечтал познакомиться с её истоками. Композитору удалось осуществить свою мечту в июле 1885 года», - рассказывает Борис Матвеевич.
Сначала Танеев прошёл курс лечения в Ессентуках, прибыв в июне. Он продолжал сочинять музыку и сообщил в письме Чайковскому о новых этюдах для фортепиано. Инструмент ему заменяла складывающаяся бесшумная клавиатура, которую он всегда брал в дорогу.
На Кавказе композитор окреп, похудел и помолодел.
1 июля он планировал переехать в Кисловодск, где и поселился на Верхней улице у Гайвалева. Местом встречи Танеева с друзьями стал дом художника Николая Ярошенко. Жена живописца Мария Павловна потчевала гостей пирогами. Друзья с интересом наблюдали за бытом горцев, восхищались мастерством джигитов. Как-то вместе с кунаками-горцами и соседом Ярошенко они побывали в Тамбиевском ауле и отведали национальные блюда.
«О музыке горских татар»
Однажды балкарский князь и просветитель Исмаил Урусбиев пригласил Танеева, этнографа Максима Ковалевского, экономиста Ивана Иванюкова отправиться верхом на лошадях из Пятигорска в Сванетию.
«Мы будем идти и ехать по ледникам, - писал накануне отъезда Танеев своему другу, композитору Антону Аренскому. - Пройдя хребет, попадём в Сванетию, страну дикую. Всё время верхом. Отсюда только едем 40 верст в коляске до горы Бермамут. Наше путешествие будет со всевозможными удобствами. У Ковалевского есть открытый лист от начальника области, в котором предписывается властям оказывать нам содействие… Проводники и лошади будут, где нужно. Едет ещё фотограф Дмитрий Ермаков, будет снимать виды по дороге».
Это была настоящая этнографическая экспедиция для знакомства с бытом и культурой кавказских народов. Путешествие продолжалось 24 дня. Группа без приключений пересекла Кавказский хребет и прибыла в Приэльбрусье, где у себя в ауле их радушно принял князь Урусбиев.
Он прекрасно играл на кобузе и хорошо пел. Жители аула тоже исполняли народные танцы и песни, а композитор записывал эту музыку в тетрадку. Местные жители удивлялись, что мелодии можно вот так зафиксировать.
Из этой экспедиции Танеев привёз ценные музыкальные записи, в том числе 18 народных песен на два голоса. Потом он написал статью «О музыке горских татар» (тогда все закавказские национальности называли татарами). «Участвующие в хоре и слушатели отбивают такт, хлопая в ладоши. Хлопанье это соединяется со щёлканьем ударного инструмента, называемого «харс» и состоящего из деревянных дощечек, вздетых на верёвку. По-видимому, хлопаньем в ладоши выражается особое внимание к танцующим», - записал маэстро.
Ученик унаследовал
Однако в своих произведениях Сергей Иванович не использовал эти фольклорные записи. Зато его воспитанник, композитор Анатолий Александров, включил кавказское наследие учителя в свою оперу «Бэла» по мотивам лермонтовской повести.
В то же время многие из произведений Танеева созданы на Водах.
«В 1890 году он написал Первый струнный квартет и посвятил его своему наставнику - Петру Чайковскому. Единственную оперу он тоже сочинил на Кавказе, где всё наполнено античной историей. В 1891, 1892 и 1894 годах Сергей Иванович работал над оперой «Орестея» по одноимённой трагедии Эсхила. Летом 1903 и 1907 годов он также чередовал отдых на Водах с работой», - добавил краевед.